Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
По данным Минпросвещения, сегодня в России открыто 12 тысяч школьных театральных студий, а к концу 2024 свой театр должен появится в каждой школе. Руководители действующих театральных кружков приводят пять аргументов, почему такую студию стоит открыть уже сейчас.
-
Это поможет раскрыться тихоням, гиперактивным и сложным детям
Школьный театр — это не столько про искусство, сколько про воспитание. Точнее, про гармоничное развитие личности, которое только уроками не ограничивается. Так что театральная студия может стать незаменимым помощником школьного психолога и завуча по воспитательной работе.
По наблюдению руководителя театральной студии школы № 1354 «Вектор» Кристины Андреевой, туда часто приходят тихие, скромные, даже зажатые дети:
«В театре такие ребята, которым по каким-то причинам сложно проявить себя в классе, раскрываются. Им становится легче найти общий язык с другими людьми, они начинают лучше учиться».
Немного другой опыт у руководителя театра «MADAmeANNA» школы № 2120 Анны Щукиной:
«Ко мне часто обращаются коллеги-педагоги, просят взять в студию ребят, которым не хватает внимания. Такие дети пытаются получить его разными способами — одни замыкаются в себе, другие, наоборот, ведут себя демонстративно дерзко. Учителя это замечают и используют театральный кружок как своеобразную психотерапию.
Также я настойчиво советую заниматься в театральной студии с подростками из так называемой группы риска, у которых сложная жизненная ситуация и есть трудности с учебой. Наш опыт показал, что это работает: дети вливаются в труппу, получают задания, выполняют их по мере возможностей и, чувствуя другое отношение к себе, постепенно меняются».
2. Это прививает любовь к чтению и литературе
Обычно школьный театр вырастает из постановок, которые группа энтузиастов готовит к Новому году, 8 марта или Дню учителя. Но после удачных постановок педагоги начинают штудировать пьесы, рекомендованные к постановке в школьном театре, а дети — перечитывать любимые книги и школьный курс литературы. Так в репертуаре появляется классика («Метель» Пушкина, «Песня о купце Калашникове» Лермонтова, постановки по произведениям Достоевского, «Завтра была война» Васильева) и современная литература (переработанная сага о Гарри Поттере Дж. Роулинг или забавная «Манюня» Н. Абгарян).
Участники театральной студии школы 2120.
3. Это раскрывает самые разные таланты
Даже самые юные участники «труппы» находят себе дело и раскрываются с неожиданных сторон. Выясняется, что тихий троечник, которого на уроках не слышно и не видно, отлично рисует и готов взять на себя создание афиш. У завзятого хулигана открываются способности к вдумчивому и кропотливому монтажу декораций. Девочка, которую ругали за слишком яркий для школы макияж, становится гримером, а вчерашний дошкольник ловко управляется с пультом во время репетиции (на выступлении за аудиоаппаратуру все-таки обычно садится педагог или старшеклассник).
Руководитель творческого объединения школы № 2120 Елена Цапа уверена, что делегировать детям — даже младшеклассникам — можно практически все.
«У нас были театрализованные игровые программы для первого класса: интерактив проводили четвероклассники, и они сами понимали, когда начать и закончить игру, где сделать паузу. Такой подход дисциплинирует, дети концентрируются, бережно относятся к реквизиту».
А руководители студий становятся еще и драматургами.
Людмила Чуракова, руководитель театра школы № 1354 «Вектор»:
«Как-то мне нужна была короткая яркая сказка, и я не могла ничего подобрать, села и написала историю о том, как огурец влюбился в авокадо. Эта „Овощная сказка“ пережила несколько постановок — и в кукольном варианте, и с актерами, мы с ней выступали на фестивале в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац».
Участники театральной студии школы 2120
4. Это развивает способности к коммуникации и другие «мягкие навыки»
Не покидая родных школьных стен, ребенок становится частью сообщества, которое отличается от привычного класса. Здесь могут быть не только ровесники, но и более старшие или младшие дети, с которыми нужно учиться общаться, быть партнерами по сцене, выполнять общие задачи. А учитель становится не тем, кто ставит двойки за невыполненную «домашку», а равноправным членом команды, и это совершенно новый уровень общения со взрослым.
Людмила Чуракова вспоминает, как однажды ей нужно было переработать большую постановку в несколько сцен, чтобы показать их на фестивале школьных театров. Сценарий не клеился. Когда она окончательно отчаялась и объявила своей студии, что на фестиваль они, видимо, не поедут, за дело взялись старшеклассники. Они переработали сценарий самостоятельно и сделали законченную историю из того, что казалось разрозненными фрагментами. Вдобавок взяли на себя всю логистику и монтаж декораций.
«Их никто этому специально не учил, не заставлял. Просто они подставили плечо, приняли ответственное решение. И мне как руководителю это было очень приятно и радостно видеть».
Денис Ковалев, который возглавляет театральную студию в школе № 2065, считает, что на сцене полезно побывать всем, независимо от способностей.
«Для учеников начальной школы это возможность развить в себе навык публичных выступлений, что точно пригодится им, по крайней мере, в течение ближайших 11 лет — например, чтобы отвечать у доски. А, начиная с пятого класса, можно говорить и о самореализации, с которой у школьников сегодня есть проблемы. На театральной сцене подростки о них точно забудут».
5. Это поможет снять стресс перед экзаменами
Часто из поля зрения руководителей школьных театров «выпадают» старшеклассники. Основной аргумент — им не до игры, впереди экзамены. А вот Анна Щукина считает, что театр, наоборот, прекрасное подспорье в этот непростой период:
«Театр — это разгрузка для мозга, души и тела. Возможность отключиться от проблем, побыть ребенком. Родители зачастую начинают давить детей учебой, а у тех есть запрос на эмоциональное переключение. Им необходимо иметь отдушину, покататься по сцене, подурачиться, поиграть в командные игры».