5 простых игр на развитие критического мышления у школьниковФотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Делимся полезной подборкой от разработчика образовательных игр, директора «Лаборатории игр «В-агон» Михаила Вершинина.

1. «Морской бой»

5 простых игр на развитие критического мышления у школьников

Эта игра на построение гипотез, которая известна любому школьнику. 

Количество игроков: 2

Как играть: 

Каждый игрок рисует на бумаге два поля размером 10 на 10 клеток: на одном игрок расставляет свои «корабли», а на другом записывает свои «выстрелы», пытаясь угадать расположение кораблей противника. Побеждает тот, кто первым «разрушит» все суда второго игрока.

В чем польза:

  • игрок выдвигает простые гипотезы о расположении судов и сразу же их проверяет;
  • разрабатывает свою стратегию расположения судов и в ходе партии смотрит, как она работает.

У «Морского боя» есть и дополнительные полезные бонусы: игра учит работать с координатами и закрытой информацией, воспитывает дисциплину.  

Она особенно популярна у младших и средних школьников, но как только игрок узнает о  принципах комбинаторики и теории вероятности, потенциал игры можно считать исчерпанным.

2. «Быки и коровы»

5 простых игр на развитие критического мышления у школьников

Эта игра подходит для более старшего возраста. 

Количество игроков: 2

Как играть:

Играют двое. Каждый загадывает число из четырех неповторяющихся цифр (ноль использовать можно, но на первом месте он стоять не может). Задача противника — угадать это число за 10 попыток. 

Игроки по очереди называют четырехзначные числа. Если угадана цифра и ее позиция, то надо ответить «Бык». Если цифра совпадает, но находится не на той позиции, то говорится «Корова». 

Например, загадано число «3219». Соперник называет число 2310. Его результат: две «коровы» (две цифры: «2» и «3» находятся на неверных позициях) и один «бык» («1» находится на верной позиции). По соотношению «быков» и «коров» делаются выводы о задуманном числе соперника. Побеждает тот, кто первым его угадает.

В чем польза:

  • учит работе с гипотезами и их проверкой;
  • развивает индуктивную логику как компетенцию, обеспечивающую научный поиск.

Эта игра считается чуть более сложной, чем «Морской бой». Но, как и в последней, в ней кроется четкий алгоритм, раскрыв который игрок гарантированно будет угадывать число соперника. Как только это произойдет, игра перестанет быть интересной. Но сам путь до этого алгоритма, безусловно, работает на развитие критического мышления.

3. «Реверси»

5 простых игр на развитие критического мышления у школьников

Это одна из самых простых по правилам настольных игр, но в то же время сложная настолько, что по ней проводят чемпионаты мира. Человек может играть в нее всю жизнь и не исчерпает ее возможностей.

Количество игроков: 2

Как играть:

Игра для двух человек. На игровом поле 8 на 8 клеток размещаются специальные фишки, окрашенные с двух сторон в контрастные цвета. 

В начале игре на самую середину доски выставляются 4 фишки — по две каждого цвета, наискосок. 

Задача игрока — выставлять остальные фишки, так чтобы между фишками своего цвета оказался ряд фишек противника. В этом случае фишки противника переворачиваются и переходят к игроку, сделавшему ход.

Побеждает тот, кто «захватит» как можно больше поле на игровой доске до тех пор, пока не останется ходов.

В чем польза:

  • чрезвычайно просто освоить правила при достаточной глубине;
  • анализ игры приводит к совершенно неожиданным выводам.

Наблюдается поразительная вещь: в «Реверси» опытный игрок не задумываясь переиграет новичка, при этом действуя в некоторых моментах строго противоположно тому, как на взгляд новичка, нужно действовать. Здесь  эта разница, наверное, еще больше, чем в шахматах или го.  Один из учебников по игре «Реверси» называется «Минута на обучение… вся жизнь на совершенствование», и, надо сказать, это очень близко к истине.

4. «Элузис»

5 простых игр на развитие критического мышления у школьников

Одна из немногих игр практически на чистую индукцию. Ее придумал американский изобретатель игр Роберт Эббота в 1956 году, и она стала одной из первых игр, которые моделируют изучение законов природы.

Количество игроков: от 4 до 8 

Как играть: 

В зависимости от количества игроков берутся две или три колоды по 52 карты. Каждый игрок получает по 14 карт. Одну карту раздающий кладет одну в центр стола, а остальные оставляет в колоде. 

Раздающий придумывает правило (или несколько правил), по которым игроки должны выкладывать карты на стол: например, после масти «пики» всегда идут «трефы» или «походите картой, которая по значению больше последней и отличается от неё цветом масти». Правила известны только раздающему. 

Игроки выкладывают по очереди по одной карте. Если карта удовлетворяет задуманным правилам, то она кладется в основной ряд, если нет — в дублирующий, «неправильный». Задача игроков — как можно быстрее разгадать задуманную закономерность.

В чем польза:

  • моделирует научный поиск и формирование гипотез;
  • в этой игре великолепно реализована работа с законами, их проверка, уточнение и формулировка.

Конечно, в этой игре есть элемент везения,  но если один человек определил закон, то он выиграет быстрее, чем тот, кто играет «в угадайку».  

5. «Завалинка» («Гамруль»)

Эта игра построена на фальсификации энциклопедических статей. 

Вот пример пародийной статьи из Википедии:

Гамруль, Дора Моисеевна (наст. имя Циля) (1894—1937) — выдающийся революционный и политический деятель времён 8-го Коминтерна. Широко известна тем, что, прикидываясь двойным агентом германской контрразведки, внесла непоправимый вклад в дело пломбирования вагонов шоколадной глазурью.

Количество игроков: не ограничено, можно разделиться на команды

Как играть:

Ведущий выбирает предположительно никому неизвестное понятие из энциклопедии. Каждый игрок или команда пытаются сымитировать научную статью, в которой рассказывается об этом предмете или понятии, в то же время пытаясь отгадать, что же это такое на самом деле. 

Тем временем ведущий адаптирует и сокращает реальную статью из энциклопедии. Затем он собирает все статьи и зачитывает их в произвольном порядке, включая верную. Команды голосуют за тот вариант, который кажется им наиболее правдивым. Голосовать за собственное определение запрещено.

В чем польза:

  • игра непосредственно направлена на работу с критическим мышлением, на анализ текста, и на блеф;
  • это полноценная игра, в ней есть взаимодействие между командами;
  • это возможность отработать важные навыки, но в очень непринужденной, развлекательной форме.

Эту игру запросто получится интегрировать в учебный процесс и проводить на уроке, если она связана с его темой. 


Источник