Какие средства используют учителя на уроке? Мел и доска – стандартно, интерактивная доска/ноутбуки/планшеты – современно, карточки и плакаты – наглядно, кроссворды и сканворды – привычно. Но это всё уже вполне обыденно для учеников, которые живут в постоянно изменяющемся мире. А нам же ещё 4К и функциональную грамотность нужно развивать. И снова учитель придумывает, чем бы увлечь ребят.
1. Настольные игры
Конкретный пример на уроке астрономии: ученикам было предложено поиграть в игру-бродилку, однако они сами составляют вопросы по определённым параграфам на каждый шаг в игре. В дополнение к игре приобрела карточки с вопросами, на случай возврата по игровому полю. Урок прошёл отлично! Ребята сами заранее подготовили вопросы, объединились в группы, проводили игру, я лишь иногда вклинивалась, когда возникала необходимость дополнительного вопроса. Таким образом ученики повторили материал, по которому была задан тест в электронном журнале. Самое главное, что на уроке были проработаны такие важные аспекты, как кооперация и коммуникация.
Кстати, не так давно играла в Дженгу, которое перепридумали в новом формате: на каждом брусочке были задания, например, прыгай на одной ноге и рассказывай стих. А ведь можно вместо заданий приклеить вопросы по любому предмету!
2. Карточки с вопросами
Не так давно открыла для себя карточки от студии pagedown «Лампочка Ильича» и «Квадрат Пифагора», изумительное средство для дополнительных вопросов после докладов. Обычно после доклада задают вопросы выступающему, но мы решили попробовать иначе, и теперь выступающий вытягивает несколько карточек и задаёт вопросы слушателям. Есть как достаточно известные вопросы, например, про клетку Фарадея, свечу Яблочкова или комнату Эймса, так и более углублённые – сфера Римана или поверхность Мохоровичича, ну а геймеры оценят вопросы про горелку Бунзена и огниво Дёберейнера.
3. Книжки с ошибками
Что насчёт критического мышления? Все же прекрасно знают, что поиск ошибок отлично активизирует учеников. Но искать мы будем не в задачах, и не в примерах, а в детских книжках. Специально отбираю книжки про космос, в которых есть недочёты, и ученики ищут эти самые огрехи, обсуждая выданные им произведения в группах, а после представляют найденные ошибки всему классу. Каждый раз такие уроки проходят с бурным обсуждением как внутри группы, так и между группами ребят, ибо при таком открытом разборе могут всплывать новые неточности.