Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Учителя и люди из сферы образования EdTech всё чаще стали заводить блоги. Вот, например, список 90 каналов про образование на 2022 год. И это только малая часть. Одни блоги попадают в подборки лучших, их аудитория насчитывает сотни тысяч, другие — так и остаются маленькими и неизвестными. Как достучаться до своей аудитории и попасть в топы, рассказывает Евгения Комова, контент-менеджер с 11-летним опытом в EdTech.
Определить целевую аудиторию
Первоочередная задача — решить, для кого вы будете писать. От этого зависят дальнейшие действия по созданию контента. Вот, как минимум, 4 варианта для педагога-блогера:
- ваши коллеги, которые хотят узнавать о новых методиках, трендах. Им интересно пробовать другие форматы, они не готовы из года в год идти по отработанному плану или делать скучные уроки;
- ученики, которые любят учиться или любят ваш предмет и готовы углубленно его изучать;
- родители, которым не всё равно, чему учат их детей, и которые готовы сами включаться в обучение или подготовку к школе;
- люди, интересующиеся новостями сферы образования, они хотят новостной канал с короткими выжимками.
Конечно, можно пробовать совмещать несколько аудиторий, но лучше сконцентрироваться на одной. Она и станет вашей «целевой аудиторией, ЦА».
Писать под конкретную ЦА
Одна и та же тема выглядит по-разному для каждого сегмента аудитории.
Предположим, мы хотим взять за основу новость о краснодарской чиновнице и её реакции на жалобу родителей о нехватке мест в школах.
- Для учителей: Можно провести опрос, сколько детей у них в классе. Спросить, при скольких учениках им комфортно работать. Или собрать памятку учителю «Как объяснить родителям, что набора в ваш класс уже нет». Вариантов много. Причём не обязательно цепляться за саму новость и цитировать слова той чиновницы. Используйте инфоповод для разговора с аудиторией. Обычно подписчики активно включаются в такие дискуссии.
- Для учеников: Им явно не интересен этот инфоповод. Но предположим, им будет здорово узнать о правилах ведения дискуссии. «Как отстаивать свою точку зрения и никого не обидеть» — отличная тема для поста.
- Для родителей: Горячая тема, конечно, которая может вызвать бурю эмоций, если вы выведете на разговор о том, как они устраивали своего ребёнка в первый класс. Хватило ли место в школе, в которую они хотели? Во сколько смен они учатся и т. д.
- Для интересующихся сферой образования: подать как новость. Кратко: кто, кому и что сказал. Желательно со ссылкой на первоисточник.
Получились совсем разные посты. Или не посты вовсе. Варианты: снять ролик, записать сторис, Reels, сделать тест, выпустить комикс. Это уже следующий шаг работы с контентом — придумать форму подачи.
Предлагать полезный контент
Когда вы создаете контент стоит, в первую очередь, думать о своей целевой аудитории. Не о себе и не о том, что вы любите или умеете лучше всего.
Читателям нужна польза, которую они могут унести с собой, использовать в жизни и в работе. Второй вариант: они хотят отвлечься от рутины и найти у вас что-то развлекательное. И пока вы отвечаете этим потребностям — вас читают.
О том, как писать про подписчиков, а не про себя, можно почитать здесь. А «докопаться» до интересов аудитории поможет метод «5 почему». Его в своё время предложили в компании Toyota, чтобы искать первопричину неисправностей. Теперь он отлично работает и для создателей контента.
Суть метода в том, чтобы задавать вопрос «Почему?» до тех пора, пока не докопаетесь до истинных мотивов и желаний ваших читателей.
Пробуем применить «5 причин»:
- Почему вы дочитали эту статью до этого момента и не бросили?
Потому что вам интересно.
- Почему вам интересно?
Потому что вы хотите завести свой блог.
- Почему вы хотите завести свой блог?
Потому что хотите делиться своим опытом с другими учителями и рассказывать, как можно менять образование в любой школе.
- А почему вы хотите делиться этим?
Потому что вы устали работать с коллегами, которые не пробуют новое, им лишь бы отработать и уйти домой. И готовы быть тем, кто меняет школьное образование.
- А почему вы решили, что образование требует каких-то изменений?
Потому что дети другие, примеры из учебников не про них, им скучно на уроках и т. д.
Каждый ответ на вопрос «Почему?» даёт новый поворот в контенте для блога. Вы можете остановиться на третьем, а можете пойти до десятого. И пусть ответы я выдумала, но наверняка среди вас есть те, кто действительно читает эту статью, чтобы завести канал и делиться с коллегами своими наработками и идеями, Например, как развивать у учеников субъектность и учитывать их опыт при подготовке учебных материалов и форматов. Ведь урок вы готовите для детей. Они ваша ЦА. Так и в блог пишем для ЦА, учитывая их интересы.
Ещё больше про контент и ведение блогов, создание каналов, рассылок и других форматов читайте в Telegram-канале «Пили контент».