Тексты окружают нас и сопровождают повсюду. И не всегда даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сплошные не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.
В несплошных информация передаётся не только словесным способом. На школьных уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике — тоже несплошной текст. А в повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.
Умеем ли мы читать такие тексты? А дети? Чтобы это определить, попробуйте ответить на вопросы:
1.Вы различаете, сплошной это текст или несплошной, обращаете на это внимание?
2. Умеете вычитывать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Можете перевести, например, сплошной текст — в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме?
5. Сможете самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки?
Как читать такие тексты?
Вот самый простой пример: ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Функции знаков препинания в письменной речи», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
Даны заголовки столбцов таблицы: | Знаки препинания | Какую роль играют | и слова, которые нужно распределить по этим столбцам: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.
Как нужно действовать? Сначала прочитать формулировку задания изучающим чтением. Кстати: читать задания многие школьники не умеют, отсюда и результат получается не очень.
1. Читаем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи».
О чём сказано в явном виде? У знаков препинания в письменной речи есть определённые функции. Что читаем «между строк»? Этих функций несколько (использована форма множественного числа — функции). Какой вопрос возникает у читателя? Сколько этих функций и какие они?
2. Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: Знаки препинания. Какую роль играют.
Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь есть подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.
3. Читаем слова, которые нужно перенести в таблицу: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.
Здесь перечислены все знаки препинания и их группы по функции. Вот ответ на вопрос (см. пункт 1) Подтекст: знаки препинания надо сгруппировать, а поскольку в перечне даны названия трёх групп по функции (завершение, разделение, выделение), а столбцов два, в таблице будет шесть ячеек. В задании об этом напрямую не сказано, но мы эту информацию нашли «между строк».
Результат работы — таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх группах знаков препинания по функции.
Какие читательские умения развиваются при этом?
Прежде всего дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял — правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст (таблицу), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание.
Это важнейшие, базовые универсальные действия, которые помогают работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.
Где научиться и прочитать про это подробнее
Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой