Ребенку исполнилось два года. Пройдены первые важные 1000 дней пути (от зачатия). Попробуем подвести итоги этого периода.
Что ребенок должен уметь в 2 года
Моторное развитие
-
Это степень умения владеть своим телом, основные двигательные навыки. Особенно важна согласованность действий и их скоординированность.
-
Уверенно ходит и бегает
-
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
-
Прыгает, в том числе через препятствия
-
Может спускаться на пол с высоты стула, кровати/дивана
-
Откусывает пищу и сам её пережевывает
-
Владеет ложкой и чашкой
Когнитивное развитие (познавательные процессы): внимание, восприятие, память, мышление
-
Знает свое имя и половую принадлежность
-
Находит предметы по просьбе и характеристикам, данным взрослым
-
Может сравнить предметы по размеру
-
Понимает знакомый короткий рассказ без картинок
-
Знает части тела и лица
-
Различает несколько цветов и форм
-
Ориентируется в знакомом помещении
-
Узнает персонажей мультфильмов и сказок
Речевое развитие
-
Знает около 200 слов
-
Называет нарисованные предметы
-
Использует предложения из трех и более слов
-
Умеет озвучивать (имитировать звуки) животных
-
Отвечает на простые вопросы
Письмо
Умеет держать карандаш и подражать взрослым, рисуя линии.
Эмоциональное развитие
-
Проявляет свое отношение (нравится/не нравится)
-
Есть любимые игрушки (эмоциональные привязанности)
-
Умеет выражать свои желания (хочу/не хочу)
-
Понимает эмоции окружающих, может сопереживать
Социальное взаимодействие
-
Умеет здороваться и прощаться
-
Знает по именам основных родственников и значимых знакомых
-
Проявляет интерес к играм сверстников, повторяет их действия (строит, копает, играет с куклами)
-
Готов идти на компромиссы. С ребенком можно договориться, даже если сначала был отказ.
-
Может проявлять инициативу в общении
Игра
Воспроизводит последовательность связанных действий: передвинуть машинку, накормить куклу, построить конструкцию типа «стол», «ворота».
Навыки самообслуживания
-
умеет мыть руки с мылом и вытирать их под присмотром взрослого
-
с помощью взрослых может раздеваться и надевать одежду (шапка, ботинки)
-
под контролем взрослых умеет держать зубную щетку; учится чистить зубы
Как описано выше, развитие складывается из многих составляющих. У каждой из них свой темп. Поэтому у детей одного возраста набор навыков разный. И связано это не только с особенностями организма малыша, но и степенью взаимодействия взрослых с ребенком, частотой и глубиной общения.
Ребенок не говорит в 2 года
Необходимо уточнение, что именно «не говорит» ребенок в 2 года: он не составляет предложения, не выговаривает слова, не произносит звуки?
Развитие речи имеет несколько этапов развития:
-
Крик
-
Гуление
-
Лепет
-
Звуки и слова
-
Фразовая речь
-
Письменная речь
Если ребенок не общается словами, но при этом понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы жестами и звуками, и умеет без слов выражать свои требования, то нет повода для беспокойства. Малыш еще не осознал необходимость вербального общения. Его и так хорошо понимают.
Если же ребенок уклоняется от общения, не выражает понимания вопросов, не сопровождает жестами и звуками свои эмоции, то это серьезный повод для обращения за помощью специалистов (педиатра, невролога, психолога, логопеда).
В возрасте с полутора до трех лет особое влияние оказывает окружающая среда. Поэтому для активного развития речи необходима искренняя вовлеченность взрослых. Без их помощи малышу сложно освоить речевые навыки.
Как научить говорить ребенка в 2 года
Для понимания речи и ее дальнейшего развития необходимо:
-
Обогащать впечатления ребенка. Показывать все новые и более сложные предметы, действия, картинки. Знакомя с ними, обязательно давайте словесные пояснения.
-
Приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами. Читать небольшие рассказы, короткие стихотворения.
Для стимуляции активной речи необходимо:
-
Учить говорить предложениями, строить фразы
-
Следить за правильностью произношения слов
-
Корректировать окончания слов для их согласования в фразе
-
Побуждать ребенка к эмоциональной выразительности голоса
-
Привлекать к подпеванию и пению
-
Отвечать на вопросы ребенка
Необходима двигательная активность:
-
Упражнения и активности на координацию: лазание, ходьба, бросание, игры с мячом
-
Развитие умения действовать по сигналу: останавливаться, изменять темп, переходить к другому движению.
-
Ритмичные движения под музыку, танцы
-
Упражнения на мелкую моторику
Также важно развивать предметную деятельность:
-
Учить использовать предметы согласно их назначению, уточняя их цвет, размер, материал, свойства и прочее.
-
Играть с ребенком в сюжетные игры с подражанием деятельности взрослых и старших детей.
Вам будут в помощь:
-
кубики
-
матрешки
-
пазлы (из 4 частей)
-
конструкторы без мелких деталей
-
игра в прятки
-
игры на сопоставление
-
игры в загадки (например, угадай кто так говорит)
-
игра «найди, где» (например, игрушка, мяч, луна)
-
игра «что пропало» или «что появилось»
-
игра «что было вчера на ужин» или «что было сегодня днем»
Сами по себе игрушки и конструкторы не разовьют ребенка. Их не обязательно должно быть много. И для игр не всегда нужны предметы, порой, достаточно вашего воображения, а малыш просто подключиться к «вашей волне». Навыки формируются в тесном взаимодействии с эмоциональной составляющей. Поэтому важны ваша похвала и поощрение ребенка (без потакания).
Выводы
Составляющие развития малыша: моторное, когнитивное, речевое, эмоциональное развитие, социальное взаимодействие, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Без помощи взрослых их развитие практически невозможно.
Показатели развития – лишь ориентиры для родителей, маршрутная карта, согласно которой стоит приложить усилия в определенном направлении.
То, что умеет ребенок в 2 года – результат сложного и многогранного взаимодействия малыша и окружающих его взрослых.