Что умеет ребенок в 2 года

Ребенку исполнилось два года. Пройдены первые важные 1000 дней пути (от зачатия). Попробуем подвести итоги этого периода.

Что ребенок должен уметь в 2 года

Моторное развитие

  • Это степень умения владеть своим телом, основные двигательные навыки. Особенно важна согласованность действий и их скоординированность.

  • Уверенно ходит и бегает

  • Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

  • Прыгает, в том числе через препятствия

  • Может спускаться на пол с высоты стула, кровати/дивана

  • Откусывает пищу и сам её пережевывает

  • Владеет ложкой и чашкой

Когнитивное развитие (познавательные процессы): внимание, восприятие, память, мышление

  • Знает свое имя и половую принадлежность

  • Находит предметы по просьбе и характеристикам, данным взрослым

  • Может сравнить предметы по размеру

  • Понимает знакомый короткий рассказ без картинок

  • Знает части тела и лица

  • Различает несколько цветов и форм

  • Ориентируется в знакомом помещении

  • Узнает персонажей мультфильмов и сказок

Что ребенок должен уметь в 2 года

 

Речевое развитие

  • Знает около 200 слов

  • Называет нарисованные предметы

  • Использует предложения из трех и более слов

  • Умеет озвучивать (имитировать звуки) животных

  • Отвечает на простые вопросы

Письмо

Умеет держать карандаш и подражать взрослым, рисуя линии.

Эмоциональное развитие

  • Проявляет свое отношение (нравится/не нравится)

  • Есть любимые игрушки (эмоциональные привязанности)

  • Умеет выражать свои желания (хочу/не хочу)

  • Понимает эмоции окружающих, может сопереживать

Социальное взаимодействие

  • Умеет здороваться и прощаться

  • Знает по именам основных родственников и значимых знакомых

  • Проявляет интерес к играм сверстников, повторяет их действия (строит, копает, играет с куклами)

  • Готов идти на компромиссы. С ребенком можно договориться, даже если сначала был отказ.

  • Может проявлять инициативу в общении

Игра

Воспроизводит последовательность связанных действий: передвинуть машинку, накормить куклу, построить конструкцию типа «стол», «ворота».

Навыки самообслуживания

  • умеет мыть руки с мылом и вытирать их под присмотром взрослого

  • с помощью взрослых может раздеваться и надевать одежду (шапка, ботинки)

  • под контролем взрослых умеет держать зубную щетку; учится чистить зубы

Как описано выше, развитие складывается из многих составляющих. У каждой из них свой темп. Поэтому у детей одного возраста набор навыков разный. И связано это не только с особенностями организма малыша, но и степенью взаимодействия взрослых с ребенком, частотой и глубиной общения.

Ребенок не говорит в 2 года

Необходимо уточнение, что именно «не говорит» ребенок в 2 года: он не составляет предложения, не выговаривает слова, не произносит звуки?

Развитие речи имеет несколько этапов развития:

  1. Крик

  2. Гуление

  3. Лепет

  4. Звуки и слова

  5. Фразовая речь

  6. Письменная речь

Если ребенок не общается словами, но при этом понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы жестами и звуками, и умеет без слов выражать свои требования, то нет повода для беспокойства. Малыш еще не осознал необходимость вербального общения. Его и так хорошо понимают.

Ребенок не говорит в 2 года

Если же ребенок уклоняется от общения, не выражает понимания вопросов, не сопровождает жестами и звуками свои эмоции, то это серьезный повод для обращения за помощью специалистов (педиатра, невролога, психолога, логопеда).

В возрасте с полутора до трех лет особое влияние оказывает окружающая среда. Поэтому для активного развития речи необходима искренняя вовлеченность взрослых. Без их помощи малышу сложно освоить речевые навыки.

Как научить говорить ребенка в 2 года

Для понимания речи и ее дальнейшего развития необходимо:

  • Обогащать впечатления ребенка. Показывать все новые и более сложные предметы, действия, картинки. Знакомя с ними, обязательно давайте словесные пояснения.

  • Приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами. Читать небольшие рассказы, короткие стихотворения.

Для стимуляции активной речи необходимо:

  • Учить говорить предложениями, строить фразы

  • Следить за правильностью произношения слов

  • Корректировать окончания слов для их согласования в фразе

  • Побуждать ребенка к эмоциональной выразительности голоса

  • Привлекать к подпеванию и пению

  •  Отвечать на вопросы ребенка

Необходима двигательная активность:

  • Упражнения и активности на координацию: лазание, ходьба, бросание, игры с мячом

  • Развитие умения действовать по сигналу: останавливаться, изменять темп, переходить к другому движению.

  • Ритмичные движения под музыку, танцы

  • Упражнения на мелкую моторику

    Как научить говорить ребенка в 2 года

Также важно развивать предметную деятельность:

  • Учить использовать предметы согласно их назначению, уточняя их цвет, размер, материал, свойства и прочее.

  • Играть с ребенком в сюжетные игры с подражанием деятельности взрослых и старших детей.

Вам будут в помощь:

  • кубики

  • матрешки

  • пазлы (из 4 частей)

  • конструкторы без мелких деталей

  • игра в прятки

  • игры на сопоставление

  • игры в загадки (например, угадай кто так говорит)

  • игра «найди, где» (например, игрушка, мяч, луна)

  • игра «что пропало» или «что появилось»

  • игра «что было вчера на ужин» или «что было сегодня днем»

Сами по себе игрушки и конструкторы не разовьют ребенка. Их не обязательно должно быть много. И для игр не всегда нужны предметы, порой, достаточно вашего воображения, а малыш просто подключиться к «вашей волне». Навыки формируются в тесном взаимодействии с эмоциональной составляющей. Поэтому важны ваша похвала и поощрение ребенка (без потакания).

Выводы

Составляющие развития малыша: моторное, когнитивное, речевое, эмоциональное развитие, социальное взаимодействие, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Без помощи взрослых их развитие практически невозможно.

Показатели развития – лишь ориентиры для родителей, маршрутная карта, согласно которой стоит приложить усилия в определенном направлении.

То, что умеет ребенок в 2 года – результат сложного и многогранного взаимодействия малыша и окружающих его взрослых.


Источник