Эффективная профориентация: как учителям и родителям определить таланты школьников
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Специалисты по профориентации рекомендуют взрослым не делать выбор за ребенка, а следовать за его природными талантами. Но как школе и родителям объективно оценить потенциал школьника? Какие технологии использовать? Об этом в эфире «Просвещения» рассказывает эксперт по технологиям оценки образовании, психологии и HR, сооснователь онлайн-сервиса профориентации «Профилум» Виталий Алтухов.

Какие таланты бывают у детей

Cильные стороны и склонности школьника («могу»), а также его интересы и амбиции («хочу») — вот та база карьерного самоопределения, с которой, прежде всего, следует работать классным руководителям, психологам и родителям.

Трактовать понятие таланта можно не только как блестящую одаренность, но и как умение реализовать способности на практике, сочетать «хочу» и «могу» — то есть соотносить свои интересы и предпочтения с навыками. 

Есть семь зон потенциала — «талантов», которые проявляются у школьников.

  1. Организаторский. 

Такие дети умеют и общаться с людьми, добиваться от них желаемого и брать на себя ответственность. Особенно хорошо им удается управлять, договариваться, решать проблемы и справляться с трудностями. Подобные качества востребованы в сферах, где важно уметь принимать решения, понимать психологию собеседника и влиять на людей.

  1. Цифровой. 

Для таких детей характерна склонность размышлять, выстраивать логические цепочки, быстро работать с большими объемами данных. Обладатели такого таланта терпеливы, наблюдательны, у них выражены математические наклонности. Особенно ярко такие способности проявятся в сферах, где надо работать с цифрами: банковском секторе, коммерческих организациях, программировании.

  1. Креативный. 

Эти дети умеют создавать новое, у них развиты воображение и фантазия, хороший вкус, они видят необычное даже в повседневном. И даже если в будущем они не станут авторами великих произведений искусства, то смогут сделать яркую рекламу, удобные сайты и красивые интерьеры.

  1. Исследовательский. 

Обладатели этого таланта отлично понимают природу вещей и явлений, видят связи между временем, пространством и событиями. Они наблюдательны, любознательны, обладают отличной памятью, любовью к экспериментам и опытам, а также желанием разобраться в работе устройств и приборов. Эти качества помогут преуспеть в естественных науках — физике, биологии и химии.

  1. Прикладной.

Таких детей характеризует сила, выносливость, скорость, гибкость, ловкость, точность движений. Они могут добиться успехов в спорте, стать востребованными тренерами. Или мастерами, про которых говорят “золотые руки”.

  1. Социальный. 

Эти дети умеют ясно выражать себя, понимать других людей и общаться с ними. Все, что они делают, — для людей и про людей. Они способны оказывать помощь в различных сферах, обучать, работать с большими объемами информации. Дети с социальным талантом хорошо успевают в гуманитарных и социальных науках и успешно построят карьеру в сфере педагогики, культурологии, юриспруденции, политологии и многих других. 

  1. Конструкторский. 

Детям с таким талантом интересны механизмы: они понимают принципы их работы и умеют читать чертежи и конструировать. Они внимательны к деталям, быстро обучаются и умеют разбираться во внутреннем устройстве вещей. Все это позволит добиться успеха в технической сфере, в работе с формулами, алгоритмами, а также в создании и обслуживании устройств.

Правильно определить таланты и навыки и соотнести их с интересами — самый сложный момент. Трудность и в том, что не всегда склонности проявляются ярко изначально. Иногда для этого нужны дополнительная мотивация и правильная окружающая среда: семья, школа, дополнительное образование — то есть та зона поддержки, которая позволяет создать фундамент для развития способностей. 

Как выявить талант

Комплексно определить склонности ребенка, получить объективные рекомендации в выборе карьеры или профиля обучения поможет сервис, который разработала для школ компания “Профилум”. Он предназначен для учеников с 12 лет, их родителей, классных руководителей и директоров.

В Личном кабинете ученика школьники смогут пройти диагностику (профтестирование) и узнать о своих талантах и склонностях. После диагностики ученик получит рекомендации по выбору профессии, программ дополнительного образования и профильного класса. 

Кроме этого, сервис предоставляет: 

  • индивидуальный план развития;
  • информацию о профессии и работодателях и план знакомства с профессией;
  • сведения о возможностях дополнительного образования в вашем городе;
  • профиль таланта ребенка;
  • цифровое портфолио достижений.

В профиле наглядно отображается, какие предметы хорошо даются школьнику уже сейчас, а какие необходимо подтянуть. Также есть информация о стажировках в вашем регионе. Практика поможет подростку понять, действительно ли ему подходит желаемая сфера деятельности.

Родители также могут пройти тестирование и дать оценку способностям и качествам ребенка. 

Бывает, что результаты подростка и взрослых не совпадают. Это очень большая и важная тема для обсуждения. Иногда мамы и папы могут не замечать очевидных склонностей своих детей и даже не думать о каком-то интересном и полезном для них направлении. 

В Личном кабинете классного руководителя представлены: 

  • результаты тестирования каждого ученика;
  • контроль прохождения тестирования по классу в целом;
  • список профессий, которые хотят получить школьники;
  • срез по талантам и интересам класса, который можно использовать для профориентационной работы;
  • возможность работать с индивидуальным профилем ученика и результатами родителей для консультаций по профориентации.

Педагог получает наглядную аналитику по отдельным ученикам и классу в целом: интересы детей, их склонности, уровень образования, которое они хотят получить в будущем, профессиональные ожидания. Эта информация пригодится и другим специалистам — например, школьному психологу.

В Личном кабинете директора доступны: 

  • отчет с аналитикой по всей школе;
  • статистика прохождения профориентационных тестирований по классам;
  • планирование профильных и прогноз по количеству десятых классов;
  • срез по посещаемым учениками занятиям дополнительного образования;
  • аналитика запросов на новые кружки и секции;
  • уровень готовности учеников к профессиональному выбору;
  • сравнение показателей с другими школами муниципалитета.

Таким образом сервис позволяет школе провести диагностику талантов, интересов и уровня различных навыков, а также дать ученикам представление о профессиях, в которых они могли бы преуспеть. Благодаря тестированию и его подробной интерпретации подросток сможет верно оценивать свои возможности в настоящем и проецировать их на будущее.

Запись лектория «Развитие и поддержка востребованных навыков и талантов в школе» и презентация эксперта доступны по ссылке на специализированном ресурсе для учителей ГК «Просвещение».


Источник