Малыши и маленькие дети часто очень активны: не могут долго усидеть за одним делом, постоянно что-то хватают, ерзают и болтают. Но где грань между нормальным поведением ребенка и гиперактивностью? И что делать родителю гиперактивного ребенка? Разбираемся в этой статье.
Что такое гиперактивность?
Двигательная активность, подвижность и любознательность – характеристики нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.
Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением.
Признаки гиперактивности:
-
Неспособность усидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
-
Постоянное ерзание, суетливые движения руками и ногами
-
Неспособность сосредоточиться на задачах
-
Чрезмерное физическое движение, включая ситуации, когда гиперподвижность неприемлема
-
Чрезмерная болтовня
-
Ребенок не в силах дождаться своей очереди
-
Ребенок действует, не думая
-
Прерывание разговоров
-
Недостаток или отсутствие чувства опасности
В каком возрасте проявляется гиперактивность у ребенка
Большинство здоровых детей в то или иное время бывают невнимательными, гиперактивными или импульсивными. Дошкольникам свойственна короткая продолжительность концентрации внимания и неспособность долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего возраста и подростков продолжительность концентрации внимания часто зависит от уровня интереса.
То же самое относится и к активности. Маленькие дети от природы энергичны — они часто еще полны энергии даже после того, как утомили своих родителей. Кроме того, некоторые дети от природы имеют более высокий уровень активности, чем другие. И это — вариант нормы.
Патологическая гиперактивность у детей и подростков определяется врачом по четким критериям, и она обычно заметна в возрасте до 6 лет. Симптомы проявляются более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.
Гиперактивность и дефицит внимания
Когда гиперактивность сочетается с недостатком внимания, мы заподозрим СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В основе заболевания лежит нарушение функций центральной нервной системы и мозга. У таких детей могут быть симптомы как невнимательности, так и гиперактивности и импульсивности, или у них могут быть симптомы только одного из этих типов поведения.
Существует три подтипа СДВГ:
-
Преимущественно невнимательный. Большинство симптомов подпадает под критерии невнимательность.
-
Преимущественно гиперактивный/импульсивный. Большинство симптомов говорят о гиперактивности и импульсивности.
-
Комбинированный. Это смесь симптомов невнимательности и симптомов гиперактивности/импульсивности.
СДВГ проявляется комплексом симптомов:
- Нарушение внимания: ребенок не может сосредоточиться на деталях, ему сложно удерживать внимание, следовать инструкциям. Ребенок избегает заданий, связанных с длительным умственным перенапряжением, теряет вещи, легко отвлекается, постоянно что–то забывает.
- Гиперактивность: таким детям характерны беспокойные движения руками, ногами, неусидчивость, подвижность, болтливость и так далее.
Чтобы поставить ребенку диагноз СДВГ, необходимо обнаружить у него не менее 6 перечисленных симптомов, которые впервые возникли до 6 лет. Важно, чтобы эти симптомы наблюдались и дома, и в школе и небыли вызваны другими заболеваниями. Также для ребенка с СДВГ характерно нарушение обучения и социальных функций с 5 лет.
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка проявляются признаки СДВГ обратитесь к педиатру. Ваш врач может направить вас к специалисту, например, к психологу, психиатру или детскому неврологу. Однако важно сначала пройти медицинское обследование, чтобы выявить другие возможные причины проблем вашего ребенка.
Что делать родителям?
Научитесь правильно играть
Детей с гиперактивностью не стоит заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться – например, в рамках подвижных игр. Попробуйте строить игры и обучающие занятия надо по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на подушку или проползли под столом: а затем снова вернулись к занятию. Так ребенок учится регламентировать свою двигательную активность.
Уберите лишние игрушки, гаджеты
Оставьте в поле зрения оставить несколько любимых, а остальные спрячьте подальше. Постепенно можно добавлять игрушки, а через некоторое время менять их на новые.
Организуйте двигательную активность
Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот занятия с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны, ведь такие дети не очень хорошо чувствуют опасность.
Часто хвалите
Причем делайте это целенаправленно, объясняя за что, поскольку это даст ребенку дополнительные внимание и навык контроля. Например, не просто скажите: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
Соблюдайте режим дня
Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а проговариваем, что именно надо сделать: умыться, почистить зубы, переодеться в пижаму и лечь в кровать. Привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
Итак
-
Гиперактивность можно корректировать правильными поведенческими стратегиями.
-
Если родители не могут справиться с активностью ребенка самостоятельно — следует обратиться за помощью к специалистам. Это не стыдно, а жить станет проще.