Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Базовая проблема, о которую разбивается модная идея индивидуализации образования, — педагог недостаточно хорошо знает своих учеников — их способности, скорость усвоения материала, каналы восприятия, — поэтому учит всех одинаково, по стандарту. Эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ и автор курса Яндекс.Учебника об индивидуальной образовательной траектории Максим Буланов рассказывает, как прийти от «уравниловки» к индивидуальной траектории образования.
Стандарт vs «уравниловка»
Образовательный стандарт, созданный как общий язык учителей из разных регионов и школ, на практике превращается инструмент «причесывания» всех под единую «гребенку», где ученикам с их особенностями места не остается. Ориентируясь на стандарт, программы и календарно-тематические планы, педагоги от Калининграда до Владивостока проводят контрольные на определенную тему чуть ли не в один и тот же день. Если за пять уроков, запланированных учителем на освоение раздела, школьник тему не понял и получил за контрольную неудовлетворительную оценку, к нему появляются вопросы: почему недостаточно старался, отнесся к учебе легкомысленно, не открывал учебник? О том, что ему не подошел используемый педагогом метод обучения, речи, как правило, не идет.
Хорошо бы ученику до конца разобраться с неясностями, прежде чем «бежать» дальше, но и такой возможности обычно нет — впереди маячит новая контрольная…
Максим Буланов:
«Контрольная должна случаться тогда, когда школьник к ней готов. В идеале педагог должен понимать, кто его ученики, и подбирать метод и темп обучения, опираясь на это представление. Даже проводить проверку знаний на одну и ту же тему для разных детей можно в разные дни».
Понять, в чем разница между учениками, и выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого поможет образовательный профиль.
Что нужно знать про учеников
Образовательный профиль — это совокупность сведений об учащемся. Он состоит из четырех категорий данных.
1. Академическая информация.
С ней педагоги уже привыкли работать, пусть и не всегда осознанно. Они отмечают:
- что ученик уже знает, умеет;
- какими компетенциями обладает как в предметном, так и в личностном фокусе;
- каков его учебный прогресс.
К академической информации относятся успеваемость и учебное портфолио, понимание педагогического подхода, программы, в рамках которой обучался ребенок. Все это в совокупности позволяет выстроить для него индивидуальную систему обучения в дальнейшем.
2. Способность к обучению.
Сюда входят следующие учебные навыки:
- умение школьника организовать домашнюю работу;
- конспектировать;
- работать в группе;
- анализировать информацию;
- проводить исследования.
В этой категории есть проблемы с объективностью оценки. Ученик может не задумываться о том, что он умеет делать хорошо, и жить с искаженным представлением о своих навыках. У учителя могут сложиться неверные представления о способностях ребенка, скажем, из-за его поведения.
«Важно, чтобы учитель перестал оценивать личность и задумался, какие объективные преимущества и проблемы есть у школьника. Тогда он может начать диалог с ним, предложить пути решения. Например: «Я вижу, что тебе пока сложно выполнять лабораторную работу в паре, потому что приходится искать общий язык с окружающими. Предлагаю обсудить это с нашим школьным психологом».
3. Демографическая информация.
Включает такие понятия, как национальная и социальная идентификация. В современной российской школе об этих вещах не принято упоминать либо на них не акцентируют внимание. Сюда относятся:
- возраст;
- пол;
- место и условия проживания;
- этническая (культурная) принадлежность;
- родной язык;
- наличие болезней/инвалидности;
- уровень образования семьи.
«Я проходил педагогическую практику в школе с этнокультурным компонентом. Там учителя не ждали особых успехов от детей-мигрантов, общались с ними совершенно ужасно, но, если вдуматься, 15-летние школьники, которые в седьмом классе не могут написать по-русски свое имя, в этом не виноваты», — говорит Максим Буланов.
В противовес строгости и унижению существует так называемая «теплая требовательность» — когда учитель помогает ученику задать более высокую образовательную планку с учетом его жизненных обстоятельств. То есть, например, детей-мигрантов будут учить русскому языку не по стандартному учебнику, а по адаптированному для иностранцев. Или организуют в школе место для выполнения домашней работы ученику из неблагополучной семьи.
4. Интересы и устремления.
Уже в средних классах подросток задумывается о том, что его больше всего интересует в жизни. В идеале школа должна учитывать это в учебном процессе и способствовать самоопределению.
«У меня была ученица, которая в восьмом классе занималась английским, испанским, немецким и проходила сертификацию как тренер по серфингу. Между занятиями и тренировками она два года координировала онлайн-группу подростков, которые оформляли на русском вступительные заставки аниме — переводили, рифмовали, монтировали субтитры. Ей было сложно определиться с профилем, поэтому она распылялась.
Я как тьютор обратил внимание на увлечение аниме, всячески начал ее поощрять. В итоге она выбрала дизайнерский профиль, осваивала графические и видеоредакторы и итоговый индивидуальный проект делала по аниме».
Как прийти к индивидуализации в обычной школе
В идеале составлять индивидуальный образовательный профиль ученика педагог должен вместе с другими школьными специалистами — психологом, тьютором, социальным педагогом. Во многих школах их просто нет.
Но и в этом случае преподаватель может многое переформатировать, если будет соблюдать три принципа.
- Экспериментировать с подходами, заданиями, методами работы.
В классе у Максима Буланова дети параллельно работают индивидуально и в группе — в зависимости от предпочтений. Для этого организовано зонирование, используются звукопоглощающие перегородки, чтобы никто друг другу не мешал.
Обычно в школе мотивированные ученики сидят в классе за первыми партами, а шалопаи — сзади. Возможно, учителю так проще, но верный ли это посыл? Максим предлагает сажать ближе как раз тех ребят, которые мало интересуются предметом.
- Учитывать специфику личности ребенка.
Это дает возможность обучать школьника целенаправленно, прицельно, вести по индивидуальному маршруту:
«У меня был ученик, который прекрасно осваивал естественно-научные предметы, а с русским языком не дружил. Я долго думал, как его заинтересовать. Выяснил, что он любит компьютерные игры и ведет на Ютубе канал, для которого снимает видео с распаковкой игр. Я предложил ему помощь со сценариями для роликов, и мы начали работать: он присылал в мессенджере фрагменты, я помогал редактировать. Он увидел, что русский нужен ему для удержания внимания подписчиков, заинтересовался стилистикой, начал расти».
- Анализировать обратную связь.
Чтобы получать отклик учеников и корректировать педагогические гипотезы, можно просить ребят самостоятельно оценивать уроки:
- с каким заданием лучше справились;
- в какой момент занятия чувствовали прилив энергии;
- когда становилось скучновато.
Классный руководитель может раз в два месяца проводить интервью с каждым учеником: какие были сложности в школе, что хотелось бы изменить. Вопросы меняются в зависимости от целей интервью. Даже если потом это никак не использовать, рефлексия приносит пользу ученикам и помогает почувствовать, что их мнение важно.
Собрав данные за разные дни недели, после спаренных и обычных уроков, проще отследить, когда лучше дать новую тему, а когда — проверочную работу.
«Учителя часто жалуются, что преподавание напоминает хождение по мукам или круги ада — каждый день одно и то же, слишком мало отдачи. Поэтому индивидуализация образования нужна не только ученикам, но и преподавателям. Она позволяет увидеть, наконец, в школьниках живых людей и сделать работу по-настоящему интересной и захватывающей».