Как добиться индивидуализации образования без тьюторов, психологов и социальных педагогов
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Базовая проблема, о которую разбивается модная идея индивидуализации образования, — педагог недостаточно хорошо знает своих учеников — их способности, скорость усвоения материала, каналы восприятия, — поэтому учит всех одинаково, по стандарту. Эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ и автор курса Яндекс.Учебника об индивидуальной образовательной траектории Максим Буланов рассказывает, как прийти от «уравниловки» к индивидуальной траектории образования.

Стандарт vs «уравниловка»

Образовательный стандарт, созданный как общий язык учителей из разных регионов и школ, на практике превращается инструмент «причесывания» всех под единую «гребенку», где ученикам с их особенностями места не остается. Ориентируясь на стандарт, программы и календарно-тематические планы, педагоги от Калининграда до Владивостока проводят контрольные на определенную тему чуть ли не в один и тот же день. Если за пять уроков, запланированных учителем на освоение раздела, школьник тему не понял и получил за контрольную неудовлетворительную оценку, к нему появляются вопросы: почему недостаточно старался, отнесся к учебе легкомысленно, не открывал учебник? О том, что ему не подошел используемый педагогом метод обучения, речи, как правило, не идет. 

Хорошо бы ученику до конца разобраться с неясностями, прежде чем «бежать» дальше, но и такой возможности обычно нет — впереди маячит новая контрольная…

Максим Буланов:

«Контрольная должна случаться тогда, когда школьник к ней готов. В идеале педагог должен понимать, кто его ученики, и подбирать метод и темп обучения, опираясь на это представление. Даже проводить проверку знаний на одну и ту же тему для разных детей можно в разные дни».

Понять, в чем разница между учениками, и выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого поможет образовательный профиль

 

Что нужно знать про учеников

Образовательный профиль — это совокупность сведений об учащемся. Он состоит из четырех категорий данных. 

1. Академическая информация

С ней педагоги уже привыкли работать, пусть и не всегда осознанно. Они отмечают:

  • что ученик уже знает, умеет; 
  • какими компетенциями обладает как в предметном, так и в личностном фокусе;
  • каков его учебный прогресс. 

К академической информации относятся успеваемость и учебное портфолио, понимание педагогического подхода, программы, в рамках которой обучался ребенок. Все это в совокупности позволяет выстроить для него индивидуальную систему обучения в дальнейшем.

2. Способность к обучению

Сюда входят следующие учебные навыки:

  • умение школьника организовать домашнюю работу;
  • конспектировать;
  • работать в группе;
  • анализировать информацию;
  • проводить исследования. 

В этой категории есть проблемы с объективностью оценки. Ученик может не задумываться о том, что он умеет делать хорошо, и жить с искаженным представлением о своих навыках. У учителя могут сложиться неверные представления о способностях ребенка, скажем, из-за его поведения. 

«Важно, чтобы учитель перестал оценивать личность и задумался, какие объективные преимущества и проблемы есть у школьника. Тогда он может начать диалог с ним, предложить пути решения. Например: «Я вижу, что тебе пока сложно выполнять лабораторную работу в паре, потому что приходится искать общий язык с окружающими. Предлагаю обсудить это с нашим школьным психологом».

3. Демографическая информация.

Включает такие понятия, как национальная и социальная идентификация. В современной российской школе об этих вещах не принято упоминать либо на них не акцентируют внимание. Сюда относятся:

  • возраст; 
  • пол;
  • место и условия проживания; 
  • этническая (культурная) принадлежность; 
  • родной язык;
  • наличие болезней/инвалидности; 
  • уровень образования семьи.

«Я проходил педагогическую практику в школе с этнокультурным компонентом. Там учителя не ждали особых успехов от детей-мигрантов, общались с ними совершенно ужасно, но, если вдуматься, 15-летние школьники, которые в седьмом классе не могут написать по-русски свое имя, в этом не виноваты», — говорит Максим Буланов

В противовес строгости и унижению существует так называемая «теплая требовательность» — когда учитель помогает ученику задать более высокую образовательную планку с учетом его жизненных обстоятельств. То есть, например, детей-мигрантов будут учить русскому языку не по стандартному учебнику, а по адаптированному для иностранцев. Или организуют в школе место для выполнения домашней работы ученику из неблагополучной семьи.

4. Интересы и устремления

Уже в средних классах подросток задумывается о том, что его больше всего интересует в жизни. В идеале школа должна учитывать это в учебном процессе и способствовать самоопределению.

«У меня была ученица, которая в восьмом классе занималась английским, испанским, немецким и проходила сертификацию как тренер по серфингу. Между занятиями и тренировками она два года координировала онлайн-группу подростков, которые оформляли на русском вступительные заставки аниме — переводили, рифмовали, монтировали субтитры. Ей было сложно определиться с профилем, поэтому она распылялась. 

Я как тьютор обратил внимание на увлечение аниме, всячески начал ее поощрять. В итоге она выбрала дизайнерский профиль, осваивала графические и видеоредакторы и итоговый индивидуальный проект делала по аниме».

Как прийти к индивидуализации в обычной школе

В идеале составлять индивидуальный образовательный профиль ученика педагог должен вместе с другими школьными специалистами — психологом, тьютором, социальным педагогом. Во многих школах их просто нет. 

Но и в этом случае преподаватель может многое переформатировать, если будет соблюдать три принципа

  • Экспериментировать с подходами, заданиями, методами работы

В классе у Максима Буланова дети параллельно работают индивидуально и в группе — в зависимости от предпочтений. Для этого организовано зонирование, используются звукопоглощающие перегородки, чтобы никто друг другу не мешал.

Обычно в школе мотивированные ученики сидят в классе за первыми партами, а шалопаи — сзади. Возможно, учителю так проще, но верный ли это посыл? Максим предлагает сажать ближе как раз тех ребят, которые мало интересуются предметом.

  • Учитывать специфику личности ребенка.

Это дает возможность обучать школьника целенаправленно, прицельно, вести по индивидуальному маршруту:

«У меня был ученик, который прекрасно осваивал естественно-научные предметы, а с русским языком не дружил. Я долго думал, как его заинтересовать. Выяснил, что он любит компьютерные игры и ведет на Ютубе канал, для которого снимает видео с распаковкой игр. Я предложил ему помощь со сценариями для роликов, и мы начали работать: он присылал в мессенджере фрагменты, я помогал редактировать. Он увидел, что русский нужен ему для удержания внимания подписчиков, заинтересовался стилистикой, начал расти». 

  • Анализировать обратную связь.

Чтобы получать отклик учеников и корректировать педагогические гипотезы, можно просить ребят самостоятельно оценивать уроки: 

  • с каким заданием лучше справились; 
  • в какой момент занятия чувствовали прилив энергии;
  • когда становилось скучновато. 

Классный руководитель может раз в два месяца проводить интервью с каждым учеником: какие были сложности в школе, что хотелось бы изменить. Вопросы меняются в зависимости от целей интервью. Даже если потом это никак не использовать, рефлексия приносит пользу ученикам и помогает почувствовать, что их мнение важно. 

Собрав данные за разные дни недели, после спаренных и обычных уроков, проще отследить, когда лучше дать новую тему, а когда — проверочную работу. 

«Учителя часто жалуются, что преподавание напоминает хождение по мукам или круги ада — каждый день одно и то же, слишком мало отдачи. Поэтому индивидуализация образования нужна не только ученикам, но и преподавателям. Она позволяет увидеть, наконец, в школьниках живых людей и сделать работу по-настоящему интересной и захватывающей».

 


Источник