Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Взрослые связывают новогодние праздники не только с подарками и чудесами, но и с повышенной опасностью. Это превращает их в глазах детей в надоедливых пессимистов, которые тревожатся по пустякам и наполняют мир нелепыми правилами. Руководитель детского образовательного проекта «Слава детям» Вячеслав Хотченков и учитель исторического фехтования, тьютор компании Promethean Алексей Ягодовский рассказывают, как без занудства научить детей безопасности.
Что взрослые делают не так
Безопасность не берется ниоткуда, и учить ей необходимо. Но взрослые умеют делать это так, что возникает обратный эффект — отрицание, любопытство и, как итог, травмы. Ошибки довольно типичны.
-
Гиперопека.
В своем стремлении создать для ребенка безопасную среду взрослые часто действуют слишком радикально.
«У дочки как-то в школе ребенок сломал руку на детской площадке, и площадку закрыли на 10 дней, потому что администрация хотела предупредить возможные будущие травмы», — рассказывает Вячеслав Хотченков.
Лишение возможности рисковать создает «парниковые условия», где реального понимания опасности и отношения к ней не формируется. Риск травматичности при этом только растет, потому что ребенок в попытке вырваться на свободу ищет способ обойти эту «стерильность» — начинаются «тарзанки», «заброшки», опасные эксперименты.
-
Крик и наказания.
Преувеличенная и зачастую одинаковая реакция на происшествия и проступки — крики и наказания — рождает только непонимание.
«Один раз, прогуливаясь с папой, я чуть не попал под машину. Папа тогда очень кричал. А потом, спустя какое-то время, я съел конфету перед супом, и папа кричал точно так же. У меня в детстве сложилось впечатление, что попасть под машину опасно примерно так же, как съесть конфету перед супом», — говорит Вячеслав.
-
Запреты.