Как найти общий язык с разными родителями учеников
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Коммуникация в образовательной среде предъявляет высокие требования к ее участникам, особенно к педагогам. Ольга Хохлова, кандидат педагогических наук, семейный психолог, рассказывает о том, как построить эффективное общение с разными родителями.

Какие бывают родители

По типу воспитания 

По тому, как родители воспитывают ребенка, понятно, как они общаются с другими взрослыми, в том числе с педагогом.

Авторитарный: родители гиперопекающие, строгие и требовательные. Устанавливают для детей правила, за нарушение которых следует наказание. 

Во взаимодействии с педагогом они категоричны, считают, что правы только они, не умеют воспринимать критику. Они не могут менять свою позицию и считаться с противоположным мнением. Критикуют и осуждают педагога и не прощают ему ошибок.

Авторитетный, или Сотрудничество: родители, сочетающие контроль и заботу. Обсуждают правила с детьми и сами их соблюдают. 

Это открытые к общению родители, готовые принимать другую точку зрения и критику. Действуют в интересах ребенка и настроены на улучшение коммуникации. 

Либеральный, или Гипоопека: родители дают ребенку тепло и полную свободу, не устанавливают правила. 

Индифферентный: не дают ребенку тепло и не устанавливают правила. 

Либеральные и индифферентные родители похожи: они или безразличны к рекомендациям педагога, или перекладывают на него всю ответственность.

По стилю общения

Позитивно-ориентированные: стремятся к пониманию, готовы выслушать разные точки зрения. Заинтересованы в успехах ребенка, доброжелательны и открыты к критике.

Союзники: помогают педагогу и всегда находятся на его стороне. Готовы обсуждать проблемы и часто выступают в роли посредника. Бывают чрезмерно включенными и активными.

Манипуляторы: пытаются управлять окружающими, используют слабости людей для манипуляций, стремятся склонить педагога на свою сторону. Не умеют признавать ошибки и получают удовольствие от власти и эксплуатации других. 

Чтобы побороть манипуляторов, нужно научиться нейтрализовать их нападки. Говорить с ними нужно прямо: «Я вижу, что вы хотите мне сказать это. Я правильно понимаю?». Обычно этого достаточно, чтобы манипулятор отступил. 

Творческие: спонтанны, инициативны, склонны к импровизации и идеализации, не конфликтны. Часто не следуют рекомендациям и требованиям. 

Равнодушные: скептики по натуре. Стремятся демонстрировать свою значимость и подвергать критике слова педагога. Всегда сопротивляются нововведениям. 

Повести себя деструктивно может родитель с любым типом воспитания. Но если это происходит регулярно, в разговоре с ними стоит использовать отдельные техники, которые упростят коммуникацию.

Техники коммуникации с родителями

«Позитивная коннотация»

Если родитель ведет себя агрессивно, стоит подождать, пока он успокоится. Дальше из потока негатива нужно выделить здравое зерно и начать с него, например: «Я вижу, как вам тяжело совмещать работу и быт, и вижу, как вы беспокоитесь о ребенке. То, что вы о нем так заботитесь, очень ценно. Но я бы попросила вас на будущее не разговаривать со мной в таком тоне, иначе ничего хорошего у нас не получится». 

Есть родители, которые только и делают, что упрекают. Они могут даже собирать свои родительские собрания, а на общие не приходить. Нужно попросить объяснить, что именно не так. Кроме того, подумать, в какую полезную деятельность направить энергию такого родителя. Он явно пытается отстоять свое лидерство и ставит себя в противовес педагогу. 

«Я-сообщение»

Это сообщение о проблеме через свои чувства, без критики и обвинений.

Например: «Каждый раз, когда вы не приходите на родительские собрания, я чувствую огорчение и досаду. Потому что потом мне приходится передавать вам информацию лично, я трачу много времени, отвлекаю вас. Если у вас нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя». 

«Три плюса»

Коммуникация будет более успешной, если дать собеседнику три психологических плюса:

  • Улыбнуться.
  • Назвать его по имени.
  • Сделать ему комплимент.

«Присоединение»

Этот прием также позволяет расположить к себе собеседника.

  • Нужно найти что-то общее с человеком: «У меня то же самое! Я вас так понимаю». 
  • Чаще использовать местоимение «мы»: «Мы заинтересованы, чтобы у наших детей всё было хорошо». 

С помощью «Присоединения» можно также возразить, не создавая конфликт. Например: «Спасибо, что обратились к нам с этой проблемой. Мы обязательно решим ее, когда вам будет удобно, но в индивидуальном порядке».

«Сэндвич» 

Это способ сообщить неприятную для собеседника информацию. Начать и закончить нужно позитивным сообщением, а в середину включить негативное.

Например: 

  • «Машенька у вас сегодня нарисовала такую очаровательную лошадку и съела весь суп!» — позитив.
  • «В тихий час спала плохо и все вместе с ней» — негатив.
  • «Я говорю ей, что так делать не надо. Давайте вместе с вами решим этот вопрос? Можно на примере кукол ей объяснить, что остальные детки хотят спать и потом грустные, потому что не отдохнули. Маша очень хорошо управляется с куклами, у нее талант! Попробуйте с ней на куклах тоже» — позитив.

В общении со сложными родителями важно оставаться в позиции профессионала и не переходить на личности. Говорить лучше при свидетелях, а если намечается неприятный разговор, можно записать его на диктофон. 

5 правил общения с родителями ученика

  1. Не выносить суждений.
    Например, что родители слишком мало внимания уделяют воспитанию ребенка. 
  2. Не проповедовать.
    Не говорить родителям о том, что они должны или не должны делать. 
  3. Не поучать и не подсказывать решения.
    Не нужно давать непрошенные советы.
  4. Не выпытывать.
    Не расспрашивать о внутрисемейных отношениях. 
  5. Не провоцировать конфликт и не идти на провокацию.
    Иногда конфликт необходим, но педагог должен им управлять. 

Источник