Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Коммуникация в образовательной среде предъявляет высокие требования к ее участникам, особенно к педагогам. Ольга Хохлова, кандидат педагогических наук, семейный психолог, рассказывает о том, как построить эффективное общение с разными родителями.
Какие бывают родители
По типу воспитания
По тому, как родители воспитывают ребенка, понятно, как они общаются с другими взрослыми, в том числе с педагогом.
Авторитарный: родители гиперопекающие, строгие и требовательные. Устанавливают для детей правила, за нарушение которых следует наказание.
Во взаимодействии с педагогом они категоричны, считают, что правы только они, не умеют воспринимать критику. Они не могут менять свою позицию и считаться с противоположным мнением. Критикуют и осуждают педагога и не прощают ему ошибок.
Авторитетный, или Сотрудничество: родители, сочетающие контроль и заботу. Обсуждают правила с детьми и сами их соблюдают.
Это открытые к общению родители, готовые принимать другую точку зрения и критику. Действуют в интересах ребенка и настроены на улучшение коммуникации.
Либеральный, или Гипоопека: родители дают ребенку тепло и полную свободу, не устанавливают правила.
Индифферентный: не дают ребенку тепло и не устанавливают правила.
Либеральные и индифферентные родители похожи: они или безразличны к рекомендациям педагога, или перекладывают на него всю ответственность.
По стилю общения
Позитивно-ориентированные: стремятся к пониманию, готовы выслушать разные точки зрения. Заинтересованы в успехах ребенка, доброжелательны и открыты к критике.
Союзники: помогают педагогу и всегда находятся на его стороне. Готовы обсуждать проблемы и часто выступают в роли посредника. Бывают чрезмерно включенными и активными.
Манипуляторы: пытаются управлять окружающими, используют слабости людей для манипуляций, стремятся склонить педагога на свою сторону. Не умеют признавать ошибки и получают удовольствие от власти и эксплуатации других.
Чтобы побороть манипуляторов, нужно научиться нейтрализовать их нападки. Говорить с ними нужно прямо: «Я вижу, что вы хотите мне сказать это. Я правильно понимаю?». Обычно этого достаточно, чтобы манипулятор отступил.
Творческие: спонтанны, инициативны, склонны к импровизации и идеализации, не конфликтны. Часто не следуют рекомендациям и требованиям.
Равнодушные: скептики по натуре. Стремятся демонстрировать свою значимость и подвергать критике слова педагога. Всегда сопротивляются нововведениям.
Повести себя деструктивно может родитель с любым типом воспитания. Но если это происходит регулярно, в разговоре с ними стоит использовать отдельные техники, которые упростят коммуникацию.
Техники коммуникации с родителями
«Позитивная коннотация»
Если родитель ведет себя агрессивно, стоит подождать, пока он успокоится. Дальше из потока негатива нужно выделить здравое зерно и начать с него, например: «Я вижу, как вам тяжело совмещать работу и быт, и вижу, как вы беспокоитесь о ребенке. То, что вы о нем так заботитесь, очень ценно. Но я бы попросила вас на будущее не разговаривать со мной в таком тоне, иначе ничего хорошего у нас не получится».
Есть родители, которые только и делают, что упрекают. Они могут даже собирать свои родительские собрания, а на общие не приходить. Нужно попросить объяснить, что именно не так. Кроме того, подумать, в какую полезную деятельность направить энергию такого родителя. Он явно пытается отстоять свое лидерство и ставит себя в противовес педагогу.
«Я-сообщение»
Это сообщение о проблеме через свои чувства, без критики и обвинений.
Например: «Каждый раз, когда вы не приходите на родительские собрания, я чувствую огорчение и досаду. Потому что потом мне приходится передавать вам информацию лично, я трачу много времени, отвлекаю вас. Если у вас нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя».
«Три плюса»
Коммуникация будет более успешной, если дать собеседнику три психологических плюса:
- Улыбнуться.
- Назвать его по имени.
- Сделать ему комплимент.
«Присоединение»
Этот прием также позволяет расположить к себе собеседника.
- Нужно найти что-то общее с человеком: «У меня то же самое! Я вас так понимаю».
- Чаще использовать местоимение «мы»: «Мы заинтересованы, чтобы у наших детей всё было хорошо».
С помощью «Присоединения» можно также возразить, не создавая конфликт. Например: «Спасибо, что обратились к нам с этой проблемой. Мы обязательно решим ее, когда вам будет удобно, но в индивидуальном порядке».
«Сэндвич»
Это способ сообщить неприятную для собеседника информацию. Начать и закончить нужно позитивным сообщением, а в середину включить негативное.
Например:
- «Машенька у вас сегодня нарисовала такую очаровательную лошадку и съела весь суп!» — позитив.
- «В тихий час спала плохо и все вместе с ней» — негатив.
- «Я говорю ей, что так делать не надо. Давайте вместе с вами решим этот вопрос? Можно на примере кукол ей объяснить, что остальные детки хотят спать и потом грустные, потому что не отдохнули. Маша очень хорошо управляется с куклами, у нее талант! Попробуйте с ней на куклах тоже» — позитив.
В общении со сложными родителями важно оставаться в позиции профессионала и не переходить на личности. Говорить лучше при свидетелях, а если намечается неприятный разговор, можно записать его на диктофон.
5 правил общения с родителями ученика
- Не выносить суждений.
Например, что родители слишком мало внимания уделяют воспитанию ребенка. - Не проповедовать.
Не говорить родителям о том, что они должны или не должны делать. - Не поучать и не подсказывать решения.
Не нужно давать непрошенные советы. - Не выпытывать.
Не расспрашивать о внутрисемейных отношениях. - Не провоцировать конфликт и не идти на провокацию.
Иногда конфликт необходим, но педагог должен им управлять.