Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Личный бренд педагога — не вопрос соответствия трендам, а базовая потребность. Учителю недостаточно быть просто талантливым специалистом — важно повышать узнаваемость в профессиональной среде, управлять репутацией и выделяться среди других экспертов. О том, как педагогу создать личный бренд, рассказывает Елена Данилова, маркетолог, кандидат педагогических наук.
Что такое личный бренд
Личный бренд — это образ, который формируется у людей, когда они слышат ваше имя. Например, если упомянуть имя Марии Монтессори, в голове возникает картинка: «довольные малыши трех-пяти лет, в светлой, оборудованной комнате собирают конструктор из цветных деревянных деталей». И этот образ хорошо коррелирует с базовым описанием системы этого педагога.
Именно бренд вызывает определенные эмоции и ассоциации при упоминании имени человека. Например, профессия или компания. Или, наоборот, при упоминании какой-либо сферы бизнеса, компании, продукта в голову приходит конкретная персона: Олег Тиньков — банк, Игорь Манн — маркетинг, Илон Маск — Tesla.
Личный бренд составляют репутация и известность, то есть что о вас говорят и как часто. При этом совсем не обязательно, чтобы вас знали абсолютно все. Достаточно известности среди целевой аудитории.
Оксана Зоненко, врач педиатр-пульмонолог, мама троих детей:
«Первый учитель моего ребенка ставила максимальные планки во всем, будь то учеба, школьные мероприятия или внеклассная активность. Наш класс был первым везде и всегда: самый высокий средний балл за контрольную, самое большое количество собранной макулатуры и экскурсионных поездок. Ее максимализм и упорство стали залогом успеха и высокого конкурса в ее классы. Она действительно была брендом».
Как личный бренд помогает педагогу
Анна Борисова, основатель коммуникационного агентства «Like PR agency», автор подкаста «Есть контакт?», считает, что личный бренд закрывает сразу несколько потребностей педагога.
Позволяет получить высокооплачиваемую работу.
Это и интересные проекты, и дополнительные источники дохода: частные уроки, лекции, платные вебинары. Ведь люди готовы платить более высокую цену за репутацию и известность.
Помогает укрепить авторитет перед учениками и родителями.
Молодое поколение мыслит категориями личного бренда, для него важны публичность и узнаваемость эксперта
Любовь Геращенко, основатель сообщества «Мир бизнес мам», эксперт по продвижению предпринимателей, мама двоих детей:
«Личный бренд преподавателя важен для меня именно в современном понимании этого слова: кто он, что для него важно, как выглядит, как преподает, как общается с детьми и родителями, какие есть отзывы? На мой взгляд, преподаватель должен нести определенную культуру знаний, речи, манеры поведения. И я обязательно буду обращать на эти факторы внимание, подбирая педагогов для моего младшего ребенка».
Как педагогу «прокачать» свой бренд
Провести личный аудит.
Для этого нужно понять, какой вы сейчас и чего хотите достичь? В частности, ответить себе на вопросы:
- В чем я эксперт?
- Какие мои три наиболее сильных профессиональных качества?
- Чем я отличаюсь от моих коллег?
- Каким я вижу себя через три года: чем занимаюсь, каково мое окружение, сколько я зарабатываю?
Поставить цель и выбрать вектор развития.
Проще всего сформулировать цель, опираясь на технику SMART. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и иметь четкие сроки. Например: увеличить в течение года количество подписчиков в моей соцсети до 30 тысяч и получить приглашение стать спикером на Международной научно-практической конференции «Брендинг как коммуникационная технология XXI века». Или: разработать за три месяца авторскую программу по английскому языку для детей четырех-шести лет и предложить ее руководителям сети бэби-клубов моего округа.
Сформулировать позиционирование.
Позиционирование — это ответ на вопросы «кто я?» и «чем я могу быть полезен?». Например: помогаю ученикам младшей школы легко решать задачи по математике. Меня благодарят более 100 российских семей.
Выбрать профессиональные ориентиры.
Например, найти трех-четырех раскрученных педагогов-экспертов, подписаться на них в социальных сетях, отслеживать их действия и адаптировать под себя.
Выбрать каналы продвижения.
Посмотрите, где «сидит» целевая аудитория и работают более продвинутые конкуренты — берите те же каналы.
Не замахивайтесь сразу на все, сконцентрируйтесь на первом этапе на двух-трех каналах. Ни один эксперт или блогер не ведет одинаковую активность по всем направлениям. Например, если ваши коллеги-конкуренты читают лекции в частной школе для того, чтобы позже набрать платежеспособных учеников для частной практики и индивидуальных консультаций, присмотритесь внимательнее к этой возможности.
Создавать контент по выбранным направлениям.
Здесь важны не только экспертные знания и профессиональные навыки, но и педагог как человек: интересы, хобби, семья, досуг. Раскрыться как личность можно не только онлайн, но, прежде всего, офлайн. Например, предложите ученикам «живую» экскурсию в музей или на мастер-класс, связанный с предметом обучения.
Каждый педагог самостоятельно определяет степень открытости. Анна Борисова считает, что стоит разделить весь контент на личный и профессиональный, опираясь на классическую схему: 70 процентов публикаций — профессионального характера и 30 процентов — личного.
Активно работать с аудиторией.
Неважно, где вы общаетесь — на круглом столе, конференции или во ВКонтакте. Главное — реагировать на реплики аудитории, в том числе негативные, поддерживать диалог, интересоваться мнением.
Многие педагоги боятся негативных отзывов как онлайн, так и офлайн. Но зря: важно комбинировать разные стратегии — иногда отшутиться, ответить с опорой на факты, поблагодарить и признать ошибку и даже просто проигнорировать, но нечасто.
Масштабировать каналы.
Когда вы освоитесь с одним каналом, важно расширять его охват или подключать другие возможности. Пробуйте взаимный пиар с коллегами из других областей, ищите новые каналы для общения с нужной аудиторией.
Что посмотреть, почитать, послушать
- Екатерина Иноземцева: Фрипаблисити. Как прокачать личный бренд без бюджета. Книга-практикум, которая даст ориентиры, с чего начать, какие бесплатные инструменты использовать в деле личного продвижения.
- Игорь Манн: Номер один. Как стать лучшим в том, что ты делаешь.
Известная книга маркетолога номер один на российском рынке: его личный опыт и десятки кейсов профессионалов, которые встали на путь саморазвития и достигли результатов. - Мария Азаренок: Активируй свой персональный бренд.
Автор книги — настоящий эксперт в теме построения личного бренда. А книга — настольная инструкция для любого эксперта, с пошаговым планом и живыми примерами. - Ютуб-канал AzarenokPRo. Кладовая знаний по нетворкингу и личному бренду и комментарии лучших экспертов по данной теме.