Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
В начале 20-го века использование электричества в производстве изменило мир: от качества жизни и технологий — до рынка труда. Сейчас реальность стремительно преобразуют цифровые технологии, и одна из задач школы — помочь детям найти себя в изменчивом будущем. В том числе и профессионально. О том, как это сделать учителю, рассказывает Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, спикер конференции «Ранняя карьера ученика: роль школы, учителя и родителя» от Учи.ру
Профессии будущего
Из сегодняшнего дня нам трудно разглядеть, какие технологии и профессии будут актуальны через пять-десять лет. Те специальности, которые были еще вчера на пике спроса, завтра могут стать «профессиями-пенсионерами». Поэтому, выбирая карьеру, приходится смотреть на два шага вперед и учитывать тренды.
По мнению большинства ученых, в ближайшем будущем точно будут востребованы специалисты по созданию и обслуживанию цифрового мира, а также те, кто заботится о человеке на высоком уровне.
Создание цифрового мира
Для этого потребуются высококлассные талантливые специалисты в области информационных технологий и смежных с ними. Гении, визионеры, смелые предприниматели, создающие новые отрасли и революционные продукты, будут всегда нужны. При этом работники со средней квалификацией и способностями постепенно станут все менее востребованы, так как их труд заменят алгоритмы.
Например, уже сейчас программист — одна из самых востребованных цифровых специальностей. Но спрос на рядовых работников в этой области постепенно уменьшается. Работодателям все чаще требуется специалист очень высокого уровня, имеющий несколько смежных квалификаций, умеющий общаться с людьми, способный находить решения сложных междисциплинарных вопросов.
Обслуживание нового мира
Чем более цифровым становится мир, тем больше требуется специалистов, чтобы улучшать его и чинить. При этом рутинные процедуры во всех профессиях постепенно будут автоматизированы, но зато на стыке разных профессиональных сфер каждый год появляются все новые и новые специальности. Сейчас популярны вакансии IT-рекрутеров, UX-дизайнеров, тестировщиков, а через пять лет могут быть в тренде проектировщики нейроинтерфейсов и консультанты по безопасности личного профиля в соцсетях.
Обсудить с подростками вероятные профессии будущего поможет «Атлас новых профессий».
Любые цифровые профессии требуют знания основ информационных технологий, понимания азов программирования. Для знакомства с одним из популярных языков для написания кода Python рекомендуем онлайн-курс от Учи.ру.
От человека к человеку
Несмотря на развитие технологий, а может, и благодаря им, люди стали больше ценить индивидуальные услуги — заботу, которую оказывают профессионалы в сфере красоты, медицины, ухода за детьми и пожилыми людьми. Все еще незаменимы творческие профессии: режиссеры, актеры, художники, музыканты и да, блогеры тоже.
Но какую сферу ни выбери, придется постоянно повышать квалификацию и переучиваться, чтобы оставаться всегда востребованным профессионалом. Для этого нужны сильная внутренняя мотивация и настоящий профессиональный интерес. Выбор специальности только по принципу «там хорошо платят» — в цифровом мире заведомо проигрышная стратегия.
Новые задачи школы
В новых условиях именно в школе нужно готовить детей к постоянному обучению, объяснять, что цифровые технологии непрерывно меняются, а навыки работы с ними стремительно устаревают. Больше не получится оставаться всю жизнь востребованным специалистом, просто однажды закончив хороший вуз.
Создать навык учиться — задача более важная, чем проверить точность выученного правила или исторической даты. Знание может устареть, информация — оказаться фейком, а способность понять точку зрения другого или управлять своим вниманием и временем пригодится человеку в любой профессии.
Кроме того, успешность будет зависеть от надпрофессиональных навыков. Они позволяют работать эффективнее и переходить между отраслями, оставаясь востребованными специалистами в любой профессии. Школа уже работает с такими метапредметными компетенциями, как системное мышление, умение взаимодействовать с людьми, способность к творчеству и эмоциональный интеллект — и останавливаться здесь нельзя.
Как помочь ученикам выбрать будущую профессию
Задача учителя как опытного и мудрого взрослого — не найти для ученика ответ «кем быть», а научить его самого искать этот ответ. Современному школьнику придется не раз за свою жизнь выбирать новую профессию или планировать профпереподготовку, исходя из своих предпочтений, личных качеств, навыков, опыта и существующей ситуации на рынке труда. Поэтому навык построения профессиональной траектории важен сам по себе. В школе его получится тренировать с помощью несложного алгоритма выбора профессии:
1. Узнать.
Предложите ученику исследовать свои исходные данные и склонности, определить, к чему лежит душа, какие виды деятельности интересны. Изучить возможные сферы и виды труда, где это будет востребовано, варианты профессий.
2. Попробовать.
Не пропускайте этот этап, даже если сначала он кажется сложным в реализации. Классный руководитель может организовать экскурсии на современные предприятия, в колледжи и вузы. Даже в условиях класса можно попробовать представить рабочий день разных профессий, попробовать смоделировать его. Уроки технологии и проектная деятельность помогают в ощущениях понять — какой вид деятельности (созидание, изучение, коммуникация) нравится, какой удается лучше.
3. Построить траекторию.
Когда ученик определил точку «где я хочу оказаться», предложите ему подобрать ресурсы, которые помогут в этом: предметы, на которые нужно обратить максимум внимания в школе, дополнительные кружки, курсы, видеолекции. Изучить программы стажировок в компаниях, выбрать вуз и так далее.
Например, если школьника привлекает работа с животными, ему сначала нужно узнать, какие сейчас есть перспективные профессии, связанные с ветеринарией. Затем попробовать себя в этой сфере — максимально глубоко погрузиться в реалии профессии: поработать волонтером в приюте, познакомиться ближе с работой ветеринарной клиники. И после этого продумать — что нужно изучить, в какое время и где, к каким экзаменам подготовиться, куда поступать после школы.
Если ученик мечтает стать блогером — пусть попробует прямо сейчас. Цена ошибки в этом случае невелика. Не получится или не понравится — можно выбрать следующую интересующую сферу. Гораздо страшнее выбрать профессию, «потому что родители заставили», потратить несколько лет на обучение, потом терпеть ненавистную работу и через десять лет обнаружить, что должность сокращают, потому что автоматы делают это быстрее и дешевле.
Подробнее о цифровых профессиях 21-го века можно узнать на конференции для учителей «Карьерный путь ученика: роль школы, учителя и родителя» от Учи.ру 29 января с 11:00 до 14:30. Еще обсуждаем гибкие навыки, необходимые ученику, и роль проектной деятельности в формировании этих навыков. Каждый педагог получит именной сертификат участника для портфолио с указанием количества часов.
В рамках конференции Мария Шеина, специалист по профориентации подростков и взрослых, психолог, коуч, игропрактик, проведет три коротких мастер-класса для подростков (учеников 8-11 классов).
Приглашайте на мастер-классы своих учеников, специально для них разбираем темы:
- Как понять, чего мне хочется в будущем?
- Что делать, если мне ничего не хочется и я не знаю кем быть?
- Что делать, если родители не поддерживают мой выбор?
Партнерский материал