Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
В 2002-м году ООН официально утвердила Всемирный день борьбы с детским трудом и призвала усилить контроль за привлечением детей к опасным видам работ. Действительно, тяжелый, непосильный труд мешает развитию ребенка и вредит его здоровью. Но труд может быть полезным, если применяется в педагогических целях и с учетом возрастных особенностей. Разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой, зачем и как приучать ребенка к физическому труду.
Отношение общества к трудовому воспитанию менялось с течением времени. Например, в Древней Греции считалось, что физический труд отрицательно влияет на гармоничное развитие человека и является уделом рабов. В средние века он был так же важен, как и умственный: Эразм Роттердамский и Иоганн Песталоцци считали, что ребенок должен развиваться гармонично и иметь интерес и к размышлениям, и к творчеству, и к физической работе.
Сегодня детоцентрированные родители оберегают ребенка от физического труда: «Наработается еще», «Я быстрее и лучше это сделаю», «Пусть учится головой работать, а не руками». Рассуждая так, мамы и папы отказываются от больших возможностей для развития гармоничной личности.
Чем полезен физический труд
Развивает ответственность
Ответственный ребенок осознанно выполняет и доводит до конца свои обязанности, делает это без принуждения и напоминания со стороны взрослых. Труд помогает развить это качество даже в самом маленьком возрасте. Малыши способны убирать за собой игрушки, дети постарше — складывать грязное белье в стиральную машину, убирать со стола посуду, заправлять постель. Так ребенок привыкает к ежедневным обязанностям, зная, что каждый член семьи должен выполнять свою часть домашней работы.
Развивает познавательный интерес
Физическая работа на открытом воздухе развивает наблюдательность. Ребенок увидит, как растут полезные растения и сорняки после полива, что с ними происходит в разные сезоны. Активный труд помогает изучать природные явления, когда дети вместе с родителями подметают дорожки от опавших листьев или убирают снег зимой. Для ребенка это не трудовая повинность, а веселая, познавательная игра: трудно оторваться от наблюдений за тем, как вода впитывается в землю или как ростки становятся все длиннее с каждым днем.
Улучшает мыслительные способности
Любое трудовое задание — это своего рода многоходовая задача. Дети понимают условия задачи, подбирают соответствующий инструмент, прикидывают, как выполнить задание лучше и быстрее, оценивают конечную цель. Например, ребенку нужно помыть посуду и он соображает, где взять чистящее средство, мыть вручную или в посудомойке, сколько сил и времени оставить на задачу. У взрослого эти действия отработаны, поэтому происходят автоматически, а детям нужно время, чтобы принять решение по каждому пункту. Они могут ошибиться и выбрать неправильное действие или инструмент, зато в результате трудового эксперимента узнают, как в будущем с этим проще справляться. Так ребенок не только получает непосредственный практический опыт, но и развивает техническое и абстрактно-логическое мышление.
Читайте также:
- 10 простых приемов, как развивать мышление детей в повседневных разговорах
- 5 книг, которые разовьют критическое мышление у ребенка
- «Качай мозг смолоду»: 5 способов укрепить навыки логического мышления у школьников
Как и когда приучать к труду
Давайте работу по силам
Ребенку необходимо четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую — под руководством взрослых и на какую следует попросить разрешение. Двухлетке уместно доверить уборку игрушек, а школьнику — полноценную помощь по дому.
Если кажется, что ребенок не справится, например, поранится или разобьет хрупкие предметы, выполните работу вместе. Так он укрепит свое желание помогать взрослым и чуть больше разовьет нужные практические навыки.
Подавайте правильный пример
Если родители с нежеланием делают домашнюю работу, то дети тоже будут отказываться помогать по хозяйству. Найдите для домашних дел подходящее время, чтобы силы на работу были и у вас, и у ребенка.
Когда дети на своем опыте знают, что такое поддерживать чистоту и порядок в доме, им легче объяснить ценность труда дворников, легче приучить выбрасывать за собой мусор. Если ребенок постоянно мастерит своими руками поделку, то не будет заниматься вандализмом и уничтожать то, что изготовлено другими людьми.
Используйте игру
Игровой подход срабатывает в любом возрасте — малыши, играя, в первый раз прибирают свои игрушки, а младшеклассники с горящими глазами бегут собирать поделки из мусора, забывая о том, что не хотели вставать из-за компьютера несколько минут назад.
Поощряйте усилия, а не результат
Хвалите ребенка за помощь по дому, даже если у него еще не получается вымыть пол или вытереть пыль с полок быстро и хорошо — мастерство приходит со временем и опытом. Аккуратно укажите на ошибки и расскажите, как сделать лучше. Но не ругайте и не говорите, что в следующий раз сделаете сами — такие высказывания отбивают желание трудиться.
Читайте также: Когда похвала мешает развитию ребёнка и чем её заменить
Делайте задания понятными
Малышам давайте четкие и простые указания из одного действия: принеси веник, убери кружку со стола. Детям постарше можно уже показывать конечную цель: например, прибраться в комнате — это расставить игрушки по местам, навести порядок на рабочем столе, вытереть пыль на полках, пропылесосить. В любом возрасте ребенку должны быть понятны требования взрослых.
Не превращайте труд в наказание
«Где ты шлялся после школы? Иди быстро мой посуду». Если вы наказываете детей с помощью труда, то будьте готовы к тому, что они быстро потеряют интерес к домашней работе. Наказания хочется избежать — даже если ваш ребенок станет учиться на пятерки, чтобы избавиться от домашней работы, к труду вы его так не приучите.