Как проводить профориентацию в началке
Фотографии: Depositphotos / Юлия Замжицкая

Ребенок в начальной школе еще не готов выбирать будущую профессию, но иногда мечтает о том, кем станет, когда вырастет. Задача учителя — поддержать его интерес, познакомить с разными занятиями и дать возможность освоить навыки на практике. Как это эффективно совместить с учебным процессом, рассказывает Ирина Демьяненко, педагог-психолог, тренер-профориентолог, директор по персоналу и организационному развитию, один из спикеров конференции «Ранняя карьера ученика: роль школы, учителя и родителя» от Учи.ру.

Как работать с детьми

Определить интересы

Идеальное время для пробуждения профессионального интереса — 5-8 лет, возраст «почемучек». Делается это несложно: из обсуждения «как сделаны пишущая ручка, макароны или автомобиль» рождаются первые внутренние импульсы «я хочу это сделать». А уже в 9-10 лет участие в проектной деятельности поможет ребенку понять, что для него интереснее — исследовать, создавать или руководить другими.

Как проводить профориентацию в началке
В каждом возрасте нужны свои инструменты профессиональной ориентации

Познакомить с разными сферами труда 

Учителю началки не обязательно разбираться во всем многообразии современных профессий. Достаточно взять знакомые ребенку образы, например, повар, таксист, учитель, и на доступном уровне обсудить, что и как делает этот человек, что получается в результате его труда, сколько он тратит на это сил и времени. 

Для более подробного знакомства с профессиями подойдут экскурсии на производство. Выбирайте те, что доступны в вашем городе — фабрика мороженого, хлебопекарня или автобусный парк. В начальной школе такие выезды всем классом проще организовать, чем в средней, а впечатлений у детей будет море. После поездки найдите время обсудить с детьми — что они увидели, что запомнилось, кому что понравилось, а что совсем нет.

Еще один вариант — устроить дни профессий. Представители разных профессий проводят уроки, на которых рассказывают о том, что делают на работе. Предложите родителям принять участие — презентовать свою профессию или найти интересного специалиста из коллег, друзей и знакомых. Если родители не откликаются, подключите администрацию и свяжитесь с предприятиями вашего района — многие из них заботятся о репутации и проводят ознакомительные мероприятия для школьников. 

Кроме того, пригодятся любые источники, из которых дети в доступной форме получат новые знания — интервью, анимационные ролики и мультфильмы. Это поможет узнать о редких профессиях, например, геолог или аквалангист. 

Дать попрактиковаться 

Живые уголки, дежурство по классу, пришкольные опытные огороды — все это поможет ребенку попробовать себя в деле. Еще одна прекрасная возможность приобщить детей к реальному труду — уроки технологии. На них ребенок пробует себя как в индивидуальной, так и в групповой работе. Подойдет и проектная деятельность — после работы над общим проектом ученик поймет, какая роль больше ему по душе. 


Источник