Фотографии: Pixabay/Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Родители — не частые гости в школе. Особенно, если они приходят не по делу, а чтобы провести время со своими детьми. Но участие семьи в школьной жизни, показывают исследования российских и американских ученых, — залог бОльших успехов ребенка. Светлана Буйволова, учитель начальных классов из Пскова, предлагает свой способ «подружить» родителей и школу: провести интеллектуальную викторину для детей и взрослых. Рассказываем, как это сделать.
Во что играть
Чтобы вовлечь родителей в школьную жизнь Светлана Буйволова придумала игру «Бином» — это командная интеллектуальная викторина, в которой друг с другом соревнуются шесть пар ученик-родитель. Участвуют в ней ребята из 5-7 классов, организуют и проводят — старшеклассники и учителя. Игра проходит в три тура:
- В первом шесть команд отвечают на вопросы из разных областей знания: математика, экономика, история и т. д. У всех на столах есть карточки-таблички с цифрами 0,1,2,3,4,5, 6. Каждый вопрос и ответ пронумерован. Когда участник дает ответ, он поднимает ту карточку, которую считает нужной. При этом родители сидят позади детей и не видят, что те отвечают. Если показал верный вариант, он получает жетон. Если родитель тоже дает правильный ответ, команда получает еще один балл. В конце тура выбывают две команды, которые набрали наименьшее число жетонов.
- Во втором туре участники составляют новое слово из букв слова «кванториум». Жетон получает и ученик, и родитель за самое длинный вариант. Пара, которая придумала самое короткое слово, выбывает.
- В третьем туре задача для каждой команды — придумать как можно больше применений для пустой пластиковой бутылки. На это есть всего одна минута. В финал выходят две пары, которые предложили наибольшее количество вариантов.
- В финале две оставшиеся команды придумывают и презентуют жюри вещь будущего. Критерии оценки: актуальность идеи, аргументы в ее пользу, коммуникативные навыки спикеров. Победителей голосованием выбирают жюри и зрители.
Сама игра идет 1,5 часа, но ей предшествует целый месяц подготовки. Это превращает «Бином» в образовательное событие — учебный формат, в котором дети получают новый жизненный опыт в совместной деятельности со взрослыми.
Как подготовить игру
За месяц до даты викторины педагог-организатор и группа старшеклассников (9-11 классы) собирают рабочее совещание и определяют, кто будет:
- отвечать за рекламу викторины в школе;
- проводить игру;
- придумывать задания в банк вопросов;
- закупать призы, подарки и дипломы;
- готовить помещение к игре.
После рабочая группа составляет план подготовки и определяет, какие ресурсы для этого потребуются.
В течение месяца каждый работает над своими задачами, а на планерках команда сверяет, все ли идет по плану. В день игры организаторы следят, чтобы все прошло без помех.
Спустя два-три дня после игры организаторы собирают у участников обратную связь:
- Проводят анкетирование.
Чего ожидали? Что впечатлило? Что не понравилось? Что хотелось бы изменить? - Просят оценить качество организации по 10-бальной шкале.
Если более 80 процентов опрошенных дадут оценку от восьми до 10 баллов, это хороший результат. Если от пяти до семи — организация требует улучшений. Если большинство даст оценку от одного до четырех баллов — событие провалилось.
Чем полезна игра «Бином»
Игра «Бином» развивает у детей метапредметные навыки.
Ученики 5-7 классов, которые участвуют в викторине, научатся:
- планировать свою деятельность;
- формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- работать в команде;
- выступать перед публикой;
- оценивать свою деятельность.
Ученики 9-10 классов получат опыт организации мероприятий, научатся оценивать эффективность своей работы.
Родителям игра поможет лучше понять своих детей, поучаствовать в их школьной жизни, познакомится с их преподавателями и одноклассниками.
А учителя получат опыт совместной работы с детьми, смогут со стороны оценить их мягкие навыки и наладить с учениками более тесное и дружеское общение.
«Путешествие в страну родителей» — альтернативный вариант «Бинома»
На конкурсе «Вклад Учителя 2022» задание провести викторину «Бином» выпало Софье Кузнецовой, учителю истории и обществознания из международной школы Внуково (Vnukovo International School). Софья адаптировала ее так, что получилась отличная игра — «Путешествие в страну родителей» или VIS-Quis, которая не менее успешно объединила всех участников образовательного процесса.
В новой версии викторины соревновались друг с другом несколько отдельных команд — учителей, учеников и родителей. По шесть человек в каждой. Ученических составов было несколько, а вот родителей — всего один, так как на тот момент в школе еще действовали антиковидные ограничения.
Основной темой игры стало советское прошлое. Это сделали, чтобы познакомить детей с реалиями, в которых жили их родители.
Кроме того, в викторине затрагивали темы, связанные со школьной жизнью, чтобы погрузить всех участников в общий контекст.
Всего в игре было шесть раундов:
- «Разминка для везучих»
Пять вопросов на абсолютно разные темы — эрудиция, логика и удача. На каждый дано 30 секунд, а за правильный вариант команда получает балл.
- «Что это?»
Шесть заданий, в которых нужно определить, какая вещь из советского прошлого представлена на слайде. Например, пистолет для изготовления пельменей, пылесос или ручной велосипед. У команды есть 40 секунд, чтобы дать ответ, за правильный дают два балла.
- «Лайк из 90-х»
Участникам предлагали четыре видео описания музыкальных хитов из 90-х, которые подготовили ученики. Ребята своими словами объясняли значение песен, например, «Хоп Хей Лала-Лей», а командам предстояла угадать название хита по этому описанию. На каждый ролик по 40 секунд, за правильный ответ — один балл.
- «VIS в лицах»
Ученики разных классов подготовили к игре пять портретов учителей, а участникам предстояло определить, кто именно изображен на портрете. Сложность в том, что одновременно в рисунках были изображены черты известных людей советской эпохи. На каждый портрет отводилось 20 секунд, за правильный ответ команда получала один балл.
- «Самое длинное слово»
Пятый тур повторяет задание «Бинома»: из сочетания букв «АМКИУВТНОР» нужно было составить самое длинное слово. Каждая команда получала столько баллов, сколько букв насчитывалось в ее слове.
- «Умная вещь будущего»
Последнее задание тоже без изменений перекочевало из оригинальной игры. Командам предстояло придумать и описать вещь будущего, а потом защитить ее перед жюри.
Победила в викторине команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Подготовка к игре заняла всего две недели. В организации участвовали ученики седьмых классов, которые распределили между собой основные обязанности.
Все, кто принимал участие в подготовке и самой игре, оставили об этом положительные отзывы. По наблюдениям классных руководителей 85 процентов детей были включены в викторину от начала и до конца. А несколько родителей в опроснике попросили в будущем проводить VIS-Quiz во вторую половину дня, чтобы больше семей могли присоединиться уже после рабочего дня.
Весной 2022 года Софья Кузнецова вместе с еще одной участницей «Вклада Учителя» Ириной Киселевой провели во Vnukovo International School игру «Мозгобитва». Пятиклассники из VIS и школы «Гулливер» соревновались в своем знании истории. Так это образовательное событие стало уже межшкольным.