«Как принять участие в конкурсе «Вклад учителя», если работаешь не в частной школе?» – такой вопрос в соцсетях в 2021 году подняла учитель начальных классов Юлия Белова. На него организаторы ответили не словом, а делом и пригласили Юлию стать наблюдателем. Сегодня она рассказывает о своих впечатлениях от конкурса и дает «вредные» советы новичкам.
Смелость конкурсы берёт
В январе прошлого года, листая соцсети, я обратила внимание на один из постов Фейсбука. Там анонсировали событие, которое показалось мне очень интересным. Разговор шел о конкурсе педагогов частных школ «Вклад учителя». Нестандартный формат, необычные задания – все это меня заинтриговало. Но, к сожалению, под условия участия я не подходила, потому что работала в обычной муниципальной школе.
Интуиция подсказала, что за конкурсом «Вклад учителя» стоит что-то большее. И она меня не подвела: позже я узнала, что конкурс был задуман не только для поощрения лучших учителей, но и для обмена педагогическим опытом. А главной его ценностью стало рождение сообщества учителей частных школ. Мне кажется, что сами создатели конкурса не ожидали такого ошеломляющего результата.
С учредителями конкурса – Татьяной Есиной и Александром Кузьминым – на тот момент я была не знакома. Но по их комментариям, по тому, как они общались с подписчиками, было заметно, насколько эти люди горят своей идеей. Меня настолько поглотила мысль хоть как-то попасть туда – необязательно как участник, а хотя бы посмотреть одним глазком! – что я решилась спросить об этом Татьяну. Сейчас с улыбкой вспоминаю о своей храбрости. Невероятно, но организаторы пошли мне навстречу и пригласили на роль наблюдателя. Уже позже выяснилось, что именно мой вопрос и побудил их ввести в конкурс такую должность.
Человек-невидимка
На четырех участников конкурса приходится по одному наблюдателю из сферы образования.
Наблюдатель участвует буквально во всем, но не выдает своего присутствия. Он состоит во всех чатах участников – учителей, членов комиссии, может просматривать видеоролики, не высказывая своего мнения, даже имеет право заглянуть в оценочные листы, заполненные жюри.
Кроме того, у наблюдателей есть прекрасная возможность посещать все обучающие программы конкурса. А в этом году наблюдатель может объявить свою номинацию и вручить приз тем учителям, чья работа ему больше всего понравилась.
На мой взгляд, быть наблюдателем «Вклада учителя» – почетная миссия, выполняя которую, ты можешь сделать очень важные открытия и донести их до других. Я учитель, и мне не раз приходилось участвовать в педагогических конкурсах. А здесь я постоянно ловила себя на том, что тоже хочу выполнять задания, предложенные участникам. Но нужно было держать себя в руках: для меня это было одновременно и сложно, и очень интересно.
Сертификат наблюдателя конкурса «Вклад учителя». Источник: личный архив Юлии Беловой
Кто может стать наблюдателем?
В этой роли может выступить любой работник образования, разделяющий ценности конкурса. С одной стороны, он должен обладать терпением и соблюдать принципы невмешательства. С другой – ему приходится включаться в процесс, а для этого нужно быть общительным, доброжелательным, тактичным и толерантным.
Согласно Положению о проведении II Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя», наблюдатели имеют право:
Как конкурс изменил мою жизнь?
Когда я начала работать наблюдателем в конкурсе, мне поступило неожиданное предложение. Елена Восторгова, эксперт развивающего обучения, автор учебников системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, пригласила меня поучаствовать в стартапе – открытии новой частной школы SOFT в Хамовниках.
Опыта такой работы у меня не было, но «Вклад учителя» позволил мне посмотреть на частные школы изнутри, познакомиться с педагогами и директорами, побывать в некоторых из них, увидеть, как там организован учебный процесс. Можно сказать, что конкурс помог преодолеть страх перед частными школами и приоткрыл дверцу в этот неизвестный для меня мир, увлекая за собой.