Как учителю сохранить свое голосовое здоровье
Walt Disney Pictures / Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Многие преподаватели испытывают сложности с голосом: осиплость, хриплость, а то и вовсе воспалительные заболевания гортани, при которых не то что глотать — говорить больно. Педагог по технике речи и ораторскому мастерству Кристина Гортман рассказывает о приемах, которые помогут в профилактике «учительского ларингита».

Причина проблем с голосом

К  профессиональным заболеваниям педагогов часто относят ларингит — воспалительное заболевание, при котором поражаются слизистые оболочки гортани и голосовые складки. Одна из основных причин болезни — перенапряжение голосовых связок. Но, по мнению Кристины Гортман, в случае педагогов — это не данность, а следствие неверной звукоподачи:

«Певец, который вживую пел три часа на концерте, нормально говорит и поет на следующий день. Он как профессионал подготовлен к таким нагрузкам.  Даже если учитель говорит два-три часа без умолку, при верном использовании голоса связки будут в порядке», — говорит Кристина Гортман.

Правильная работа голоса происходит следующим образом:

  1. Вдох. 

Легкие расширяются и давят на большую мышцу диафрагму. Она, в свою очередь, давит на органы брюшной полости — мышцы пресса выдвигаются, живот как будто раздувается. Такое дыхание, единственно верное, называется «дыханием животом», или диафрагмальным.

  1. Выдох. 

Диафрагма поднимается, органы брюшной полости и мышцы пресса встают на прежние места, а легкие сокращаются, выдавая ровный плотный поток воздуха.

На выдохе воздух проходит через резонаторы, создавая вибрацию, голосовые складки, заставляя их колебаться, а в ротовой полости сталкивается с языком, губами и зубами, которые участвую в образовании звуков речи.

Область гортани перенапрягается тогда, когда выдох — слабый:

«Если человек привык дышать поверхностно, не делая вдох до самого низа легких, его диафрагма не будет работать, и вся нагрузка ложится на мышцы гортани, в частности на голосовую мышцу, которой придется делать двойную работу в отсутствие хорошего потока воздуха».

Как снять лишнюю нагрузку

Для правильного дыхания нужно:

  1. Увеличивать объем легких.

Здесь пригодятся специальные упражнения или дыхательная гимнастика, например, гимнастика Александры Стрельниковой, которую используют для работы профессиональные актеры и певцы.

  1. Развивать дыхательные мышцы. 

В этом помогут упражнения, основанные на задержках дыхания. Например, такие.

  1. Дышать «животом». 

Накачанных мышц и хороших легких недостаточно, если человек по привычке продолжает делать маленький вдох. Некоторое время придется контролировать свое дыхание: следить, чтобы во время набора воздуха «раздувался» живот и расходились в стороны бока, а плечи при этом оставались неподвижными. Беспокоиться о фигуре не стоит: это никак не повлияет на красивую талию — скорее наоборот.

  1. Следить за вибрацией. 

Во время речи при правильном дыхании в теле будет ощущаться вибрация — в груди, спине, затылке, лбу, губах и зубах. Почувствовать ее можно на двух звуках: 

  • на долгом звуке «А» при хорошем вдохе резонировать будет грудь и спина;
  • на долгом мычании звука «М» — лоб, затылок, губы, зубы. 

Затем можно подключать слова с этими звуками, а после — просто говорить, отслеживая вибрацию внутри себя.

  1. Тренировать долгий выдох. 

В норме мы говорим на выдохе, который в несколько раз длиннее вдоха. Если выдох сбивается, значит, есть проблемы с так называемым речевым дыханием, которые тоже могут давать лишнюю нагрузку на голосовые складки. 

Тренировать долгий выдох можно так: зажечь свечу и дуть на пламя таким образом, чтобы огонь оставался под углом 45 градусов. Если пламя «ложится» или «встает» или же вы вдруг случайно задули свечку, значит, выдох неровный, и нужно еще потренироваться. 

Хорошо работает упражнение «бульбульки», которое врачи используют во время реабилитации после пневмоний и других заболеваний легких.

Все эти упражнения, отмечает Кристина Гортман, помогут убрать «говорение горлом» и включить грудной диапазон —  самый объемный и единственно верный для речи:

«Когда чрезмерных перегрузок голоса не будет, уйдут и регулярные ларингиты — которые, как мы видим, связаны не с профессиональной деятельностью учителя, а исключительно с неправильным дыханием и неверной голосовой подачей».


Источник