Walt Disney Pictures / Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Многие преподаватели испытывают сложности с голосом: осиплость, хриплость, а то и вовсе воспалительные заболевания гортани, при которых не то что глотать — говорить больно. Педагог по технике речи и ораторскому мастерству Кристина Гортман рассказывает о приемах, которые помогут в профилактике «учительского ларингита».
Причина проблем с голосом
К профессиональным заболеваниям педагогов часто относят ларингит — воспалительное заболевание, при котором поражаются слизистые оболочки гортани и голосовые складки. Одна из основных причин болезни — перенапряжение голосовых связок. Но, по мнению Кристины Гортман, в случае педагогов — это не данность, а следствие неверной звукоподачи:
«Певец, который вживую пел три часа на концерте, нормально говорит и поет на следующий день. Он как профессионал подготовлен к таким нагрузкам. Даже если учитель говорит два-три часа без умолку, при верном использовании голоса связки будут в порядке», — говорит Кристина Гортман.
Правильная работа голоса происходит следующим образом:
- Вдох.
Легкие расширяются и давят на большую мышцу диафрагму. Она, в свою очередь, давит на органы брюшной полости — мышцы пресса выдвигаются, живот как будто раздувается. Такое дыхание, единственно верное, называется «дыханием животом», или диафрагмальным.
- Выдох.
Диафрагма поднимается, органы брюшной полости и мышцы пресса встают на прежние места, а легкие сокращаются, выдавая ровный плотный поток воздуха.
На выдохе воздух проходит через резонаторы, создавая вибрацию, голосовые складки, заставляя их колебаться, а в ротовой полости сталкивается с языком, губами и зубами, которые участвую в образовании звуков речи.
Область гортани перенапрягается тогда, когда выдох — слабый:
«Если человек привык дышать поверхностно, не делая вдох до самого низа легких, его диафрагма не будет работать, и вся нагрузка ложится на мышцы гортани, в частности на голосовую мышцу, которой придется делать двойную работу в отсутствие хорошего потока воздуха».
Как снять лишнюю нагрузку
Для правильного дыхания нужно:
-
Увеличивать объем легких.
Здесь пригодятся специальные упражнения или дыхательная гимнастика, например, гимнастика Александры Стрельниковой, которую используют для работы профессиональные актеры и певцы.
-
Развивать дыхательные мышцы.
В этом помогут упражнения, основанные на задержках дыхания. Например, такие.
-
Дышать «животом».
Накачанных мышц и хороших легких недостаточно, если человек по привычке продолжает делать маленький вдох. Некоторое время придется контролировать свое дыхание: следить, чтобы во время набора воздуха «раздувался» живот и расходились в стороны бока, а плечи при этом оставались неподвижными. Беспокоиться о фигуре не стоит: это никак не повлияет на красивую талию — скорее наоборот.
-
Следить за вибрацией.
Во время речи при правильном дыхании в теле будет ощущаться вибрация — в груди, спине, затылке, лбу, губах и зубах. Почувствовать ее можно на двух звуках:
- на долгом звуке «А» при хорошем вдохе резонировать будет грудь и спина;
- на долгом мычании звука «М» — лоб, затылок, губы, зубы.
Затем можно подключать слова с этими звуками, а после — просто говорить, отслеживая вибрацию внутри себя.
-
Тренировать долгий выдох.
В норме мы говорим на выдохе, который в несколько раз длиннее вдоха. Если выдох сбивается, значит, есть проблемы с так называемым речевым дыханием, которые тоже могут давать лишнюю нагрузку на голосовые складки.
Тренировать долгий выдох можно так: зажечь свечу и дуть на пламя таким образом, чтобы огонь оставался под углом 45 градусов. Если пламя «ложится» или «встает» или же вы вдруг случайно задули свечку, значит, выдох неровный, и нужно еще потренироваться.
Хорошо работает упражнение «бульбульки», которое врачи используют во время реабилитации после пневмоний и других заболеваний легких.
Все эти упражнения, отмечает Кристина Гортман, помогут убрать «говорение горлом» и включить грудной диапазон — самый объемный и единственно верный для речи:
«Когда чрезмерных перегрузок голоса не будет, уйдут и регулярные ларингиты — которые, как мы видим, связаны не с профессиональной деятельностью учителя, а исключительно с неправильным дыханием и неверной голосовой подачей».