Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Соцсети сегодня — неотъемлемая часть личной и профессиональной коммуникации. Собственный блог может стать для учителя не только площадкой для общения с коллегами и единомышленниками, но и способом найти подход к ученикам, источником дополнительного заработка. На какой платформе лучше завести аккаунт, что и когда постить и как привлечь подписчиков — своим опытом поделились педагоги-блогеры.
Определиться с целью
На первом этапе стоит понять, откуда вообще желание вести блог, и зачем он нужен конкретному педагогу (вам). От этого зависит, чем будем делиться и на каких платформах.
Мария Тихонова, учитель из Санкт-Петербурга, консультирует преподавателей по вопросам монетизации в Инстаграме и помогает преодолеть трудности в ведении блога:
«Учителю нужно подробно прописать концепцию профиля, исходя из своих ценностей, взглядов и потребностей. Если этого не сделать, то очень скоро наступит ступор, а еще через какое-то время — выгорание», — говорит она.
Чтобы помочь педагогам определиться с направлением аккаунта, Мария проводит настоящее исследование:
«Сначала я интервьюирую человека и на основании его взглядов разрабатываю концепцию. Как правило, подписчиков привлекает сильная личность либо ежедневные полезные рассылки. Но лучше искать золотую середину».
Существующие блоги преподавателей Мария делит на три большие группы:
- Блоги с учебными материалами.
В них учителя делятся методиками с коллегами, а заданиями — с учениками, постят полезные статьи и подробно разбирают сложные темы по своему предмету.
- Блоги о профессии.
Учительский лайфстайл — каналы и аккаунты, где преподаватели рассказывают широкой аудитории о рабочих буднях. Обычно их читают ученики, родители, другие педагоги и просто ностальгирующие по школе (такие люди тоже есть).
- Синтез двух предыдущих групп.
В таких блогах учителя делятся всем, что им интересно, — от событий в жизни, путешествий и увлечений до рабочих моментов и учебных материалов. Это не узкопрофессиональные социальные сети, а, скорее, контент для души.
Когда преподаватель отнес свой блог к одной из этих групп, следующий шаг — выбрать площадку, с которой он будет «глаголом жечь сердца людей».
Выбирать платформу
Социальные сети разнятся по форме и содержанию.
Примеры:
- Учитель английского языка Екатерина Черкасова ведет группу во ВКонтакте «Английский для детей». Здесь можно найти наглядные пособия и карточки для запоминания, ссылки на учебные материалы, обучающие видео, а также посты репетитора о своей профессии и квалификации.
- Преподаватель обществознания, английского языка и риторики Григорий Николаев в Телеграм-канале «Незаслуженный учитель России» пишет о профессии педагога в развернутых постах-размышлениях, которые он окрестил «заметки сельского учителя».
Учителям, которые предпочитают проговаривать или визуализировать контент, подойдут платформы, «заточенные» под видео.
Ютуб — площадка для обучающих видео и серьезных лекций. Зрители готовы смотреть здесь записи, длительность которых превышает час. ТикТок же создан, чтобы делиться короткими развлекательными роликами. Инстаграм пытается не отставать от ТикТока и активно продвигает формат коротких видео. Хотя по старой памяти, здесь больше в почете фото.
По статистике, визуальным контентом пользователи делятся в 40 раз чаще, чем текстовым.
Примеры:
- Математик Борис Трушин (онлайн-школа «Фоксфорд») подробно разбирает темы и сложные задачи по своему направлению в образовательном блоге на Ютубе, а также ведет личный блог «Трушные истории».
- Физик Николай Милованов также снимает познавательные видео, но более развлекательного содержания и короткие, так как они нацелены на ТикТок. 69-летний преподаватель стал настоящей «звездой», собрав аудиторию в 160 тысяч подписчиков, благодаря своей неповторимой манере рассказывать о сложном предмете в стихах собственного сочинения.
Эти аккаунты наглядно демонстрируют, что ТикТок и Ютуб — две разные вселенные, где видео будут различаться буквально всем: начиная с вертикальной и горизонтальной ориентации и заканчивая хронометражем и темами. Хотя ТикТок давно перестал быть площадкой, на которой подростки снимают видео под музыку, для лекций и серьезных обучающих видео он не подходит. Зато на этой платформе пользователи проводят больше всего времени — в среднем восемь часов в неделю.
В блоге Марии Тихоновой, например, фотографиями занимается отдельный человек:
«У меня есть помощники, которые работают над оформлением. Визуальный образ в блоге я стараюсь строить так, чтобы он отражал меня, мой характер и ценности, а также вызывал определенные эмоции у подписчиков. Мой ассистент продумывает локации и образы для фото и делает съемку на основе моего запроса по цветам и эмоциям», — говорит преподаватель.
Составить контент-план
Легче всего найти свою золотую середину в подаче материалов с помощью контент-плана — графика публикаций. Это таблица, в которой нужно прописать рубрики и темы постов или историй, время и платформу (если социальных сетей у педагога несколько).
Для разных соцсетей удобнее создавать индивидуальные планы. Если публиковать один и тот же контент на всех площадках, вскоре можно будет заметить, что развивается только одна — та, под которую контент изначально создавался.
Контент-план — необязательное условие и не строгий порядок, его можно (и нужно!) корректировать. Это способ вести блог регулярно и заранее продумывать темы, анализировать, что больше нравится аудитории.
«Золотая формула контента»
Писатель Майкл Стелзнер в своей книге утверждает, что вывел «золотую формулу контента». Его правилу следуют многие блогеры, которые становятся популярными в социальных сетях:
- 40 процентов — так называемый «вовлекающий контент»: опросы, ответы на вопросы, новости.
- 30 процентов — пользовательский контент — отзывы, интервью, видео и фото с мероприятий, конференций, встреч.
- 25 процентов — обучающий — анонсы предстоящих мероприятий, вебинары, советы, статьи.
- 5 процентов — рекламный. Ну вдруг…
Сколько постов давать
Специалисты СММ-платформы Hootsuite, в свою очередь, изучили, каким должно быть количество постов в неделю, чтобы аккаунт оставался «живым», но при этом не казался подписчикам слишком назойливым:
- Посты в ленту Instagram рекомендуется постить два-три раза в неделю, не чаще одного раза в день. А вот истории можно публиковать сколько угодно.
- Фейсбук — посты один-два раза в день.
- Твиттер — от одного до пяти твитов в день.
- ВКонтакте: для блога до 3 тысяч подписчиков — один пост в день, паблик до 10 тысяч — три поста, больше 10 тысяч — три-шесть постов.
По исследованиям компании «Делойт», наиболее активно аудитория пользуется соцсетями в промежутке с 12 до 18 часов (21 процент опрошенных). Чуть меньше — 19 процентов — с 9 до 12 и с 18 до 21 часа. Аудитория ВКонтакте активнее всего в понедельник, пассивнее ― в субботу.
Правил много, но какие из них сработают для подписчиков конкретного блогера, можно выяснить только на практике. Самый действенный метод — как водится, метод проб и ошибок.
Полезные ресурсы для планирования постов:
- Google-таблицы и Календарь. Формат очень близок к Excel, но все данные хранятся в облаке, а значит, таблица не привязана к какому-то одному устройству.
- Trello — облачная программа для управления проектами. Внешне напоминает доску со стикерами. Позволяет создавать в рабочем поле несколько колонок и давать им названия. Например: «Идеи», «В работе», «Готово».
- Asana — еще один облачный сервис, который подходит для того, чтобы ставить стратегические цели и контролировать ход их достижения.
- Contentplan.pro — помогает делать отложенные записи в нескольких соцсетях и следить за количеством подписчиков.
- Amplifr — сервис отложенного постинга с возможностью сбора аналитики в соцсетях, на основе которой предлагается лучшее время для публикации.
- SMMbox — еще один сервис для публикации заранее запланированных записей, собирает аналитику — лайки, репосты, комментарии, клики, лучшие посты, что помогает строить планы по захвату новой аудитории в будущем.
Впрочем, контент-планы, стратегии и «охваты» — это хорошо и важно. Но ведение блога — сродни творчеству. И главное в этом занятии — получать удовольствие от процесса.