Как учителю стать блогером: пошаговая инструкция
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Соцсети сегодня — неотъемлемая часть личной и профессиональной коммуникации. Собственный блог может стать для учителя не только площадкой для общения с коллегами и единомышленниками, но и способом найти подход к ученикам, источником дополнительного заработка. На какой платформе лучше завести аккаунт, что и когда постить и как привлечь подписчиков — своим опытом поделились педагоги-блогеры.

Определиться с целью 

На первом этапе стоит понять, откуда вообще желание вести блог, и зачем он нужен конкретному педагогу (вам). От этого зависит, чем будем делиться и на каких платформах.

Мария Тихонова, учитель из Санкт-Петербурга, консультирует преподавателей по вопросам монетизации в Инстаграме и помогает преодолеть трудности в ведении блога:

«Учителю нужно подробно прописать концепцию профиля, исходя из своих ценностей, взглядов и потребностей. Если этого не сделать, то очень скоро наступит ступор, а еще через какое-то время — выгорание», — говорит она. 

Чтобы помочь педагогам определиться с направлением аккаунта, Мария проводит настоящее исследование:

«Сначала я интервьюирую человека и на основании его взглядов разрабатываю концепцию. Как правило, подписчиков привлекает сильная личность либо ежедневные полезные рассылки. Но лучше искать золотую середину».

Существующие блоги преподавателей Мария делит на три большие группы:

  1. Блоги с учебными материалами.

В них учителя делятся методиками с коллегами, а заданиями — с учениками, постят полезные статьи и подробно разбирают сложные темы по своему предмету. 

  1. Блоги о профессии.

Учительский лайфстайл — каналы и аккаунты, где преподаватели рассказывают широкой аудитории о рабочих буднях. Обычно их читают ученики, родители, другие педагоги и просто ностальгирующие по школе (такие люди тоже есть).

  1. Синтез двух предыдущих групп.

В таких блогах учителя делятся всем, что им интересно, — от событий в жизни, путешествий и увлечений до рабочих моментов и учебных материалов. Это не узкопрофессиональные социальные сети, а, скорее, контент для души.

Когда преподаватель отнес свой блог к одной из этих групп, следующий шаг — выбрать площадку, с которой он будет «глаголом жечь сердца людей». 

Выбирать платформу

Социальные сети разнятся по форме и содержанию

Примеры

  • Учитель английского языка Екатерина Черкасова ведет группу во ВКонтакте «Английский для детей». Здесь можно найти наглядные пособия и карточки для запоминания, ссылки на учебные материалы, обучающие видео, а также посты репетитора о своей профессии и квалификации.
  • Преподаватель обществознания, английского языка и риторики Григорий Николаев в Телеграм-канале «Незаслуженный учитель России» пишет о профессии педагога в развернутых постах-размышлениях, которые он окрестил «заметки сельского учителя».

Учителям, которые предпочитают проговаривать или визуализировать контент, подойдут платформы, «заточенные» под видео. 

Ютуб — площадка для обучающих видео и серьезных лекций. Зрители готовы смотреть здесь записи, длительность которых превышает час. ТикТок же создан, чтобы делиться короткими развлекательными роликами. Инстаграм пытается не отставать от ТикТока и активно продвигает формат коротких видео. Хотя по старой памяти, здесь больше в почете фото. 

По статистике, визуальным контентом пользователи делятся в 40 раз чаще, чем текстовым.

Примеры

  • Математик Борис Трушин (онлайн-школа «Фоксфорд») подробно разбирает темы и сложные задачи по своему направлению в образовательном блоге на Ютубе, а также ведет личный блог «Трушные истории». 
  • Физик Николай Милованов также снимает познавательные видео, но более развлекательного содержания и короткие, так как они нацелены на ТикТок. 69-летний преподаватель стал настоящей «звездой», собрав аудиторию в 160 тысяч подписчиков, благодаря своей неповторимой манере рассказывать о сложном предмете в стихах собственного сочинения. 

Эти аккаунты наглядно демонстрируют, что ТикТок и Ютуб — две разные вселенные, где видео будут различаться буквально всем: начиная с вертикальной и горизонтальной ориентации и заканчивая хронометражем и темами. Хотя ТикТок давно перестал быть площадкой, на которой подростки снимают видео под музыку, для лекций и серьезных обучающих видео он не подходит. Зато на этой платформе пользователи проводят больше всего времени — в среднем восемь часов в неделю. 

В блоге Марии Тихоновой, например, фотографиями занимается отдельный человек: 

«У меня есть помощники, которые работают над оформлением. Визуальный образ в блоге я стараюсь строить так, чтобы он отражал меня, мой характер и ценности, а также вызывал определенные эмоции у подписчиков. Мой ассистент продумывает локации и образы для фото и делает съемку на основе моего запроса по цветам и эмоциям», — говорит преподаватель.

Составить контент-план

Легче всего найти свою золотую середину в подаче материалов с помощью контент-плана — графика публикаций. Это таблица, в которой нужно прописать рубрики и темы постов или историй, время и платформу (если социальных сетей у педагога несколько). 

Для разных соцсетей удобнее создавать индивидуальные планы. Если публиковать один и тот же контент на всех площадках, вскоре можно будет заметить, что развивается только одна — та, под которую контент изначально создавался.

Контент-план — необязательное условие и не строгий порядок, его можно (и нужно!) корректировать. Это способ вести блог регулярно и заранее продумывать темы, анализировать, что больше нравится аудитории.

«Золотая формула контента»

Писатель Майкл Стелзнер в своей книге утверждает, что вывел «золотую формулу контента». Его правилу следуют многие блогеры, которые становятся популярными в социальных сетях:

  • 40 процентов — так называемый «вовлекающий контент»: опросы, ответы на вопросы, новости. 
  • 30 процентов — пользовательский контент — отзывы, интервью, видео и фото с мероприятий, конференций, встреч.
  • 25 процентов — обучающий — анонсы предстоящих мероприятий, вебинары, советы, статьи.
  • 5 процентов — рекламный. Ну вдруг…

Сколько постов давать

Специалисты СММ-платформы Hootsuite, в свою очередь, изучили, каким должно быть количество постов в неделю, чтобы аккаунт оставался «живым», но при этом не казался подписчикам слишком назойливым:

  • Посты в ленту Instagram рекомендуется постить два-три раза в неделю, не чаще одного раза в день. А вот истории можно публиковать сколько угодно. 
  • Фейсбук — посты один-два раза в день.
  • Твиттер — от одного до пяти твитов в день. 
  • ВКонтакте: для блога до 3 тысяч подписчиков — один пост в день, паблик до 10 тысяч — три поста, больше 10 тысяч — три-шесть постов. 

По исследованиям компании «Делойт», наиболее активно аудитория пользуется соцсетями в промежутке с 12 до 18 часов (21 процент опрошенных). Чуть меньше — 19 процентов — с 9 до 12 и с 18 до 21 часа. Аудитория ВКонтакте активнее всего в понедельник, пассивнее ― в субботу. 

Правил много, но какие из них сработают для подписчиков конкретного блогера, можно выяснить только на практике. Самый действенный метод — как водится, метод проб и ошибок. 

Полезные ресурсы для планирования постов:

  • Google-таблицы и Календарь. Формат очень близок к Excel, но все данные хранятся в облаке, а значит, таблица не привязана к какому-то одному устройству. 
  • Trello — облачная программа для управления проектами. Внешне напоминает доску со стикерами. Позволяет создавать в рабочем поле несколько колонок и давать им названия. Например: «Идеи», «В работе», «Готово».
  • Asana — еще один облачный сервис, который подходит для того, чтобы ставить стратегические цели и контролировать ход их достижения. 
  • Contentplan.pro — помогает делать отложенные записи в нескольких соцсетях и следить за количеством подписчиков. 
  • Amplifr — сервис отложенного постинга с возможностью сбора аналитики в соцсетях, на основе которой предлагается лучшее время для публикации.
  • SMMbox — еще один сервис для публикации заранее запланированных записей, собирает аналитику — лайки, репосты, комментарии, клики, лучшие посты, что помогает строить планы по захвату новой аудитории в будущем. 

Впрочем, контент-планы, стратегии и «охваты» — это хорошо и важно. Но ведение блога — сродни творчеству. И главное в этом занятии — получать удовольствие от процесса. 

 


Источник