Как управлять вниманием учеников: секреты преподавателя по технике речи
Фото: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

С точки зрения психологии детская и подростковая аудитория — самая сложная для выступающего. Дети сразу чувствуют фальшь, быстро устают и с трудом удерживают концентрацию. Тем не менее управлять их вниманием можно, если следовать определенным правилам. Разбираемся в них вместе с педагогом по технике речи и ораторскому мастерству Кристиной Гортман.

Правило первое: управляйте СВОИМ вниманием

«Чужое внимание, — говорит Кристина, — так же, как и свободное время, личное пространство и материальные ценности — это собственность человека. Он их единственный хозяин, и только он решает, куда смотреть и кого слушать».

Аудитория в классе неоднородная: кто-то готов с интересом следить за речью учителя, а кто-то неважно себя чувствует, расстроен или радуется по личным причинам или просто хочет спать. Если человек отвлекается на свои проблемы, то ему сложно сконцентрироваться на происходящем на уроке.

«Управлять» чужим вниманием в прямом смысле этого слова получится, только если использовать не самые честные методы выступления: вводить человека в транс, гипноз, использовать нейролингвистическое программирование. При таких техниках оратор лишает человека воли и способности принимать самостоятельные решения. Но в педагогической сфере это едва ли принесет нужные результаты, так как хорошему учителю нужна аудитория, которая думает и находится с ним в диалоге, возможно, даже спорит, озвучивает свое мнение. Поэтому важно искать другие подходы», — уверена эксперт.

Вместо того, чтобы манипулировать аудиторией, гораздо эффективнее научиться управлению собственным вниманием: для этого спикер должен быть максимально «включен» в аудиторию, обмениваться с ней энергией. Только в этом случае коммуникация будет успешной, и это позволит выступающему вести слушателей за собой.

Правило второе: помните про круги внимания

Удерживать собственное внимание на работе с аудиторией легко только в теории. На практике любой спикер, в том числе педагог, сталкивается с целым рядом отвлекающих факторов:

  • собственное самочувствие;
  • личные проблемы;
  • посторонние шумы;
  • волнение;
  • технические сбои;
  • организационные заминки;

Для того, чтобы по-настоящему управлять собой во время выступления, необходимо помнить о трех кругах внимания — понятии, которое пришло в ораторское мастерство из актерской профессии.

Первый круг внимания — внутренний. Это все, что происходит здесь и сейчас внутри человека: его физические ощущения и психологическое состояние — например, головная боль, шевеление плода, волнение, радость и т.п.

Второй круг внимания — внешний. Это все, что находится вне человека, но доступно ему для физического взаимодействия здесь и сейчас: люди, предметы, явления в комнате — например, коллега, которому можно пожать руку, мебель, которую можно переставить и т.д..

Третий круг внимания — дальний. Это все, что находится в любом времени и пространстве вне человека и с чем в данный момент он не может физически взаимодействовать: места, события, явления, факты, мысли, воспоминания. Третий круг внимания касается области памяти, воображения и дистанционных технологий.

Чтобы пройтись по всем трем кругам, попробуйте сделать простое упражнение. Сначала сконцентрируйтесь на своем дыхании и сердцебиении (можно для этого закрыть глаза), затем посмотрите на комнату, в которой вы находитесь, и назовите вслух, что хотели бы в ней изменить (убрать, добавить, переставить). В заключение вспомните самое любимое место в вашем городе, опишите его вслух во всех подробностях.

С помощью этого упражнения можно легко проследить переключение своего внимания. Когда человек описывает, что бы он изменил в комнате (то есть находится в этот момент во втором круге), он не чувствует ни своего сердцебиения, ни дыхания (первый круг), хотя он их хорошо чувствовал за минуту до этого. А вспоминая о любимом месте в городе (третий круг), перестает видеть те недостатки комнаты, которые только что собирался исправить.

В момент выступления главная задача спикера — находиться в том круге, в котором находится его аудитория. Живая аудитория всегда расположена во втором круге, онлайн-аудитория — в третьем.

«Стоит учителю переключить внимание с класса на свою головную боль, как ученики начинают болтать. Педагог «улетел» в первый круг своего внимания, он отключился от детей — и «потерял» их. То же случится, если он будет думать о предстоящем педсовете или отлично проведенных выходных, то есть находиться в третьем круге внимания. Дети быстро это почувствуют, и снова перестанут слушать. Выступая перед аудиторией, будьте здесь и сейчас с ней, постоянно возвращайте себя в ее круг, если вдруг поняли, что переключились», — советует Кристина Гортман.

Правило третье: изучите аудиторию

У детской аудитории есть свои особенности: она не только отличается от взрослой аудитории, но и сама по себе неоднородна. Ясно, что десятиклассник и дошкольник одну и ту же информацию воспринимают по-разному.

Для младших школьников характерна:

  • низкая критичность;
  • доверчивость, внушаемость;
  • высокий уровень отклика на эмоциональные проявления;
  • интерес к новому, неизведанному, наблюдение за миром, тяга к удивительному.

Уже к старшим классам эти параметры совершенно иные:

  • высокая критичность;
  • высокий уровень самоидентификации;
  • низкий или средний уровень ответа на эмоциональные проявления;
  • не наблюдение за миром, а участие в нем.

Так способ выступления, который работает в шестом классе, уже не вполне подходит для седьмого. Поэтому важно изучить психологические особенности слушателей для того, чтобы знать, чем их можно «зацепить».

«Если первоклашки хорошо откликаются на эмоциональный рассказ или охотно наблюдают за научным экспериментом, то десятикласснику уже интереснее самому провести этот эксперимент, а во время обсуждении какой-то темы — высказать свою позицию. Понимание того, что нужно школьнику в определенном возрасте, станет точкой опоры для удержания и управления его вниманием», — говорит эксперт.

Правило четвертое: не забывайте про «мелочи»

Выполняя первых три правила, очень важно помнить о важных нюансах, которые тоже хорошо работают на удержание внимания.

  1. Чередуйте виды деятельности.

Слайды, презентации, фильмы, устный рассказ, карточки, интерактивные игры, квесты, квизы — вот неполный перечень того, что можно использовать внутри урока, используя эти элементы там, где они уместны. Такое «переключение» не даст заскучать ни ученику, ни педагогу.

  1. Говорите с аудиторией на понятном им языке.

Если говорить с папуасом слогом Данте, можно быстро потерять внимание своего слушателя. Важно уметь изъясняться с учениками, используя элементы их языка, а еще быть в курсе того, что их интересует. Это поможет подать тему в доступной и увлекательной манере.

  1. Используйте юмор.

Самое лучше орудие спикера — юмор и самоирония. Они снимают напряжение, улучшают взаимодействие, способствуют запоминанию предмета беседы. А учителя, с которым можно в меру посмеяться, всегда хочется слушать.

Чтобы завладеть вниманием аудитории, нужно приложить невероятное количество сил и энергии. Но если педагогу самому не интересна ни его аудитория, ни то, о чем он говорит, то все усилия будут напрасны. Поэтому главный секрет успешного выступления — быть по-настоящему увлеченным своим делом и стремиться передать эту увлеченность своим ученикам. 


Источник