Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Президент Ассоциации развития семейного образования (АРСО), основатель проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семёнычев — о неверном подходе к семейному обучению.
Уже раз двадцать обещал себе не трогать эту тему. Но тут не выдержал. На консультации родители снова задают вопрос: как бы мой ребенок на семейном образовании не завалил аттестации. Сначала надо аттестации сдать, а вот потом — все остальное.
Знание — это некоторое бесконечно растущее количество информации, которое мы осваиваем, через опыт и не через опыт, за единицу какого-то там не очень определенного времени, но к девятому или 11-му классу должны доказать, что все же что-то мы выучили. В школе ребенок переходит из класса в класс, осваивая с разной степенью успешности некоторый объем знаний, которые определены в стандартах. Освоил — молодец! Не освоил — тоже молодец, но чуть меньше. В любом случае документ, который выдают после школы, позволит продолжить обучение «где-то там».
В семейном образовании при правильном подходе все решают способности и интересы ребенка, а также временные и финансовые возможности родителей. Стандарты — тоже хорошо, но не главное. И нам, по сути, по японскому барабану, в каком классе кто учится.
Почему Тепляковы — это «косяк»? А потому, что папе было не по японскому барабану, в каком классе учатся дети. Его не интересовали знания — его интересовало, чтоб «мы из класса в класс быстрее и чтоб гениальные дети у нас были». Зачем? Да кто ж его диагноз знает-то? Ничего, по сути, он там не «хакнул», а пошел за системой. Да еще дальше пошел, чем все.
Главное, что похожую ошибку совершают некоторые родители, обучающие детей дома. Да и не дома тоже. Для них сдача аттестаций, переход из класса в класс — это самое важное. На первом месте академическая успеваемость, а остальное подождет.
Скачки из класса в класс у нас совсем не редкость. Ранняя сдача аттестаций — тоже. Этим никого уже не удивить. Ну, окончил ваш ребенок класс на год раньше — ему что, заняться больше нечем? Есть много книг, фильмов, курсов, олимпиады, наконец. Можно в путешествие поехать, можно еще как-то весело время провести… Языков там с десяток выучить. И по японскому барабану, что там в программе! Знания бесконечны и интересны!
Словом, есть чем заниматься родителю и без школы, и без, не дай бог, университета. Можно найти много возможностей, куда приложить силы талантливого человека, раз уж вам так повезло с дитем.
Ходит ваш ребенок в школу или не ходит ваш ребенок в школу, закончил он школу в девять лет или остался на второй год — неважно. Важно, чтобы, кроме обязательных знаний, у него было второе крыло — мир, где ему интересно, мир, где он получает удовольствие от знаний, от опыта. Мир, где он не бросается на амбразуры с гранатами, а где он живет в свое удовольствие и делает то, что ему нравится. Этот мир в сто раз важнее, чем университет. Задача родителей — помочь ребенку этот мир создать и сохранить…
Может, он и дальше будет в нем жить. Очень хотелось бы.