Фотографии: Wikimedia commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Лубочная история — это короткий комикс из трех картинок. Она не просто помогает школьникам запомнить важные имена и даты — но и подталкивает их искать и находить решения проблем, которые стояли перед политиками, учеными и предпринимателями прошлого. О придуманной им методике «лубочной истории» рассказывает учитель Цифровой школы Денис Хурманенок.
Принцип технологии следующий:
- Берется некая историческая ситуация, которую можно представить в виде нескольких картинок (в идеале трех, но можно и больше) с короткими подписями (создавать их удобно в Power Point).
- Учитель описывает эту ситуацию классу, опираясь на картинки, и затем дает кейсовое задание — вопрос, на который нужно найти ответ.
- После этого начинается обсуждение (всем классом или в группах): ученики предлагают разные решения проблемы и вместе с учителем выбирают самый подходящий вариант.
Например, вот так выглядит кейс об истории становления предпринимательской династии Абрикосовых.
История, которую рассказывает учитель, звучит так:
Чем черт не шутит?», — подумал крепостной Степан Николаевич в свои 64 и все-таки добился от барыни разрешения производить лакомства из абрикосов, перейти на денежный оброк и ходить ими торговать.
Уже через несколько лет он выкупил из крепостной зависимость себя и всю свою семью и стал купцом третьей гильдии. Так была основана династия Абрикосовых.
Его сын продолжил дело родителя. А вот у внука — Алексея Ивановича — начались трудности: рынок сладостей поделили между собой крупные фирмы, которые производили шоколад «целиковыми» плитами.
Вопрос: какие нестандартные решения и ходы помогли купцу Алексею Абрикосову сделать свой продукт уникальным и занять лидирующие позиции на рынке?
Обсуждение: здесь учителю важно сохранять контроль над процессом и направлять его в нужно русло. Например, в данном случае нужно сказать о том, что Абрикосов, во-первых, использовал инновационное технологическое решение (консервацию). Во-вторых, применил удачные маркетинговые ходы: за 100 лет до появления киндер-сюрприза он стал сопровождать сладости игрушками, сделал ставку на красочную обертку и т. д.
Получается, что в рамках этого кейса обсуждается не просто конкретная историческая ситуация, а общие законы рыночной экономики, которые работают по сей день, Так школьники получают метапредметные знания.
Кейс «Царское решение» о Петре I и Борисе Шереметеве:
История:
«Однажды знатный вельможа очень устал от мирской жизни. Он долго служил государю и многое потерял — в том числе собственного сына. И вот, устав, он попросил у царя разрешения уйти в монастырь.
Но Петр Алексеевич подумал и не отпустил его. Зато предложил ему кое-что другое».
Вопросы:
- Что это за государственный деятель?
- Что именно царь приказал сделать государственному мужу, уставшему от службы?
Обсуждение: первый вопрос помогает проверить и закрепить фактические знания. Второй — подталкивает детей к размышлению и диалогу, заставляет их выдвигать предположения, основываясь на своих знаниях о личности и характере Петра I (тот приказал Шереметеву, потерявшему сына и вкус к жизни, жениться на молодой красавице Анне Салтыковой).
Кейс «Тактический ход» об осаде Нарвы и Александре Меншикове:
История:
«1704 год. Россия пытается взять реванш под Нарвой, осада тянется уже долго. И вот среди осажденных шведов распространяется слух, что к ним на помощь спешит отряд из Ревеля.
Это слух доходит до русских офицеров, которые ведут осаду Нарвы. И тогда один из петровских соратников предлагает царю дерзкий, неожиданный тактический ход».
Вопросы:
- Что за соратник?
- Что за тактический ход?
Обсуждение: школьники приходят к выводу, что Петр переодел русских солдат в шведскую форму и атаковал людей Меншикова, осаждавших Нарвскую крепость. Шведы подумали, что это спешит подмога, и открыли им ворота (взять Нарву русская армия тогда не смогла, но это позволило нанести противнику значительный урон).
В ходе обсуждения возникает дополнительный вопрос: как вышло, что осажденные шведы смогли спутать русскую армию со своей собственной? (тут школьникам нужно вспомнить про реформу российской армии и про том, что она проводилась как раз по шведскому образцу).
Когда можно использовать «лубочную историю»:
- Для определения темы урока. Это поможет с самого начала захватить внимание учащихся и настроить их на активную работу.
- Для формирования новых знаний.
- На этапе рефлексии — для осмысления контекста, чтобы дети могли взглянуть на ситуацию глазами ее современника.
- В качестве домашнего задания. Ученикам средней школы можно дать конкретную тему и попросить придумать по ней кейс с каким-то интересным, неоднозначным решением. Старшеклассникам можно доверить создание кейса с нуля и использовать их «лубочные истории» на уроках в младших классах
Где еще можно применять «лубочную историю»:
- Естественно, что она подходит для любых смежных дисциплин. Например, кейс Абрикосова можно использовать на уроке обществознания, немного иначе расставив акценты. На примере основателя династии, Ивана Абрикосова, можно рассказать ученикам о социальной мобильности — о том, как она работала в XIX веке и о качествах личности, которые помогли Абрикосову стать из крепостного не только свободным человеком, но и успешным предпринимателем.
- Применение «лубочной истории» не ограничивается только гуманитарными дисциплинами. Ее можно использовать и на других уроках. Например, учителя физкультуры с ее помощью проводят урок по технике безопасности, а учителя информатики показывают ученикам, как можно монетизировать те или иные IT-решения.
Здесь можно посмотреть фрагмент урока Дениса Хурманенка с использованием «лубочной истории».
Читайте также:
-
Готовимся к ЕГЭ по истории при помощи майнд-карт
-
7 ютуб-каналов, чтобы не только выучить, но и полюбить историю
-
Как преподавать историю России и мира так, чтобы «пазл» сложился?