Кто-то из учителей не любит «рисовать» оценки, кто-то – «рисует», потому что так проще, кто-то каждую поставленную «двойку» отстаивает до последнего. Редактор Педсовета поговорила с несколькими педагогами и попросила их высказать свои мнения о «кружке рисования».
Поводом к разговору стало сообщение мамы школьника, опубликованное на сайте 7ya.ru: «Как учить ребенка, когда школе этого нафик не надо??? Смотрю сейчас электронные дневники. У старшенького выходят четвертные четверки …по истории, биологии, литературе. Кааааак??? Когда ребенок понятия не имеет, кто такие шумеры или что было раньше Древний Рим или Древняя Греция?? Он не прочитал ни одного произведения, которое они проходили, и двух слов связать не может. Про биологию вообще молчу. При этом он в принципе МОЖЕТ учиться на крепкую тройку, — если его гонять. Но. Гонять надо только мне. А школа ему ставит 4, лишь бы рот на уроке поменьше открывал. Как заставить ребенка учиться, если перед тобой стена в виде «а мне учитель 4 ставит»? Что делать, я реально не знаю…свои способности ребенок, подгоняемый школой, спускает в унитаз. Переводить в сильную школу, бесполезно, ибо он там и дня не проучится, — просто не сможет…ну нет у него хорошего интеллекта, чтобы потянуть сильную школу хотя бы на 3…С учителями я говорила…а толку, — когда такая позиция минобра, — людям тоже премий хочется, а остальной класс — не лучше …»
Мы обсудили это сообщение с несколькими российскими учителями.
В кружке рисования состоять не хочу
Наталия, учитель химии, Москва: «Знаю о такой практике – уж очень долго в школе работаю. Но сама никогда не «рисую». С завучем и директором уже были десятки неприятных разговоров, но я говорю всегда одно и тоже: «Увольняйте! Найдите себе другого учителя, который будет вам готовить детей, которые и в олимпиадах победят и ЕГЭ на 90 баллов сдадут». Я не боюсь увольнения, я с голода не умру – репетиторством буду заниматься. А пенсия? А что пенсия? В нашей стране на нее надеяться глупо. Но не увольняют. И я ставлю «двойки» тем, кто на «тройку» не тянет. И буду ставить. А в кружке рисования состоять не хочу!»
Рисуем. А что делать?
Ольга, учитель русского языка и литературы, Новосибирск: «Да, «рисуем». А что делать? Администрация итоговых «двоек» как огня боится. Только и слышим: «Вы себе «двойки» ставите, расписываетесь в своем непрофессионализме. Что, хотите, чтобы мы административные меры принимали к таким учителям?» А мы не себе ставим. А тем, кто пальцем об палец ударить не хочет. Потому что знает, что «тройку» все равно нарисуют. Так чего напрягаться? И вот в этом порочном круге мы и живем. Они делают вид, что учатся, а мы вынуждены делать вид, что верим».
Сами убиваем мотивацию
Тамара, учитель биологии, Москва: «А как не рисовать, если, например, бланки красных аттестатов еще осенью заказывают? Значит, что? Значит, уже осенью ясно, сколько должно получиться отличников в 11-ых классах к концу года. Нам завуч говорит, что обменять, если что, бланк красного аттестата на обычный, настолько сложно, что почти невозможно. Поэтому все учителя в курсе, кому ни в коем случае нельзя ставить «два» и «три». О какой мотивации у детей может идти речь, если они видят, как ставятся, вернее, «рисуются», оценки?»
Она плачет – я «рисую»
Артемий, учитель истории, Санкт-Петербург: «Я женские слезы не выношу. Ну вот, правда. У меня внутри все сжимается, когда при мне женщины плачут. Поэтому, когда ко мне приходит мама ученика и начинает рыдать и выпрашивать оценку, я ломаюсь и ставлю, только бы она слезы лить перестала. Я этим не горжусь совсем, считаю, что справедливое оценивание – важное качество учителя. Значит, я – плохой учитель. Но я не знаю, как противостоять женским слезам».
«Рисование» унижает и учителя, и ученика
Кристина, учитель русского языка и литературы, Краснодар: «Да, это еще одна беда нашего современного образования. Я считаю, что «рисование» оценок унижает и учителя, и ученика. Но учитель-то – человек взрослый, он уже получил образование, состоялся. А ребенок? Как он будет вступать во взрослую жизнь, если со школьных лет привык к тому, что его пожалеют, поставят незаслуженную оценку? Он так и на работе будет ждать зарплату не за что. Я «рисую» только тогда, когда не могу противостоять давлению администрации. Стараюсь все-таки обходиться без этого. А если уж приходится ставить незаслуженную оценку, потом очень плохо себя чувствую, как будто на меня ведро помоев вылили».
А как еще?
Ольга, учитель математики, Москва: «Несомненно, «рисование» оценок – это плохо. А с другой стороны, а что делать в ситуации, когда исключить ребенка из школы мы не можем по закону, практика оставления на второй год канула в лету, а в школе хватает детей, которые просто необучаемы? Причины этой необучаемости могут быть разные: и здоровье, и психика, и просто раздолбайство и отсутствие родительского контроля. Но такие дети есть. Вот с ними что делать? Естественно, школе выгодно нарисовать такому ученику «тройки» и после 9-ого класса от него избавиться. А как еще?»
На ОГЭ все вылезет
Татьяна, учитель истории, Александров: «Я не очень поняла суть истории, описанной этой мамой. Почему ее ребенку ставят «четверки», если он на них предмет не знает? Я понимаю, когда «рисуют» тройки вместо двоек. Понимаю, когда отличникам пятерки «рисуют», чтобы аттестат не испортить. Но зачем можно «рисовать» в средней школе четверки вместо троек, особенно в ситуации, когда мама этого не просит, я не понимаю. Ведь все равно этому ребенку ОГЭ сдавать, там все и вылезет».
Редакция Педсовета считает, что разговор на эту важную тему не закончен. Мы ждем ваши комментарии и мнения о практике «рисования» оценок в современной российской школе.