Не только куличики: полезные игры с кинетическим песком для дошкольников
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Кинетический песок похож на настоящий, но приятнее на ощупь, меньше сыплется и легко убирается с поверхностей. Поэтому столь любимые ребятами песочницы теперь можно организовать дома и в группе детского сада. Рассказываем, какую пользу для детского развития приносят игры с кинетическим песком и как использовать его, отказавшись от бесконечных «куличиков». 

Что такое кинетический песок

Кинетический песок по свойствам напоминает сразу несколько материалов: кварцевый песок, тесто для лепки и пластилин. Рассыпчатый и пластичный, он принимает любую форму. В его состав входит натуральный кварцевый песок, пищевые синтетические добавки и натуральные красители, поэтому кинетический песок безопасен для детей.

Дети любят его за возможность играть, не боясь перепачкаться и навлечь на себя родительский гнев, и за красивые фигурки, которые получаются из разноцветных песчинок.

С помощью кинетического песка можно проводить целые занятия, в которых ребенок с удовольствием примет участие.

 

Игры с формами

Самые простые песочные игры — это игры с формочками. Но, чтобы лепка стала еще полезнее, можно превращать их в пространственные игры или познавательные квесты.

Игра «Что изменилось?»

Правила: ребенок лепит несколько фигурок и закрывает глаза. Взрослый меняет положение фигурок — добавляет новую или ломает уже слепленную. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно понять, что изменилось.

Начиная с одного элемента, игру постепенно усложняют: например, одну фигурку ломают и тут же строят новую, одну двигают, а другую ставят на ее место. Затем и вовсе меняются ролями с ребенком.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • внимание;
  • память;
  • пространственные представления.

Животные из песка

Правила: ребенок лепит разных животных из песка с помощью специальных формочек и выстраивает их в ряд. Взрослые включают специально заготовленные записи с голосами животных, а ребенку нужно понять, чей это голос, показать нужную фигурку и по возможности повторить звук.

Игру можно дополнить физической активностью. Например, показать, как животное ходит и прыгает. 

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • внимание;
  • слуховое восприятие;
  • речь.

Игра с ёмкостями 

Правила: для игры подойдут всевозможные баночки, контейнеры, стаканчики, тарелки, бутылки, ковши разного размера и объема. Нужно показывать ребенку самый большой стакан и просить найти маленькую баночку. Или показывать бутылку с широким горлышком и просить отыскать похожую, но с узким. 

В процессе песок можно пересыпать из емкости в емкость так, что он не помещается или его не хватает. Это помогает ребенку понять разницу в объемах и размере.

Игра развивает:

  • познавательный интерес;
  • пространственное восприятие;
  • интеллект;
  • понятия «больше-меньше», «широкий-узкий» и прочие.

Игры с различными материалами

Исследуя свойства разных предметов, ребенок насыщается сенсорными стимулами и учится соединять их в целый образ, что является необходимым условием для развития речи и интеллекта.

Кладоискатели

Правила: нужно закопать в песок различные фигурки, монеты и украшения так, чтобы их не было видно. Ребенку предстоит отыскать спрятанное на ощупь.

Игру можно усложнить: например, играть с закрытыми глазами и попросить ребенка описать словами найденный предмет и угадать, что это.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • телесные и тактильные ощущения;
  • речь;
  • интеллект и воображение.

«Чувство ритма»

Правила: ритмы — это повторяющиеся элементы. Они могут быть как из подручных материалов, так и из игрушек. Нужно взять две-три категории элементов (например, камень, шишка, орех) и выложить их на песке в определенной последовательности. Ребенку предстоит продолжить эту последовательность.

Чтобы усложнить игру, можно удлинить цепочку или добавить в нее новые элементы. К каждому элементу можно придумать свое движение: например, камень — это хлопок, шишка — прыжок, орех — приседание.

Игра развивает:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие и мышление; 
  • математические и пространственные представления;
  • улучшает поведение и эмоциональное состояние.

Игра с отпечатками 

Правила: предстоит выбрать несколько предметов с разной фактурой и с их помощью оставить следы на песке. Ребенок исследует их, как ему удобно, и соединяет отпечатки с предметами, которые их оставили.

Игра развивает:

  • зрительное и пространственное восприятие;
  • внимание;
  • интеллект.

«Кулинарные» игры

Кинетический песок отлично подойдет для игр в повара. Создавая «кулинарные шедевры», ребенок развивается в сюжетно-ролевой игре, и формируется интерес к еде, что особенно актуально для «малоежек».

Кондитер

Правила: из песка разных цветов и различных добавок — камешки, крупы, орехи, семечки — ребенок «выпекает» булочки, бублики и пирожные. Учится раскатывать тесто, вырезать печенье с помощью формочек и украшать свои творения.

Игра развивает:

  • мелкую и крупную моторику;
  • телесные и тактильные ощущения;
  • эстетическое восприятие.

Игра с приборами

Правила: ребенок лепит из песка различную «еду» и разрезает ее на части игрушечным ножом, раскладывает кусочки по тарелочкам с помощью ложек, вилок или даже палочек для суши. Можно покормить куклу в качестве усложнения.

Игра развивает:

  • зрительно-моторную координацию;
  • мелкую моторику;
  • точность и ловкость движений; 
  • умение пользоваться столовыми приборами.

Игры на релаксацию

С помощью кинетического песка легко создать условия для отдыха нервной системы и сенсорной разгрузки, используя многочисленные способы релаксации.

Раскопки 

Правила: лопаткой и грабельками ребенок разрыхляет песок. Кладет в него руки и закапывает, затем меняется ролями со взрослым. Как усложнение, нужно называть каждую часть — большой палец, ладонь, тыльную сторону ладони — или поднимать их по отдельности. 

Игра развивает:

  • телесные и тактильные ощущения;
  • представления о теле;
  • внимание;
  • речь;
  • координацию.

Мышечная релаксация 

Правила: ребенок набирает в руки как можно больше песка и сжимает кисть так сильно, как только может, чтобы песок превратился в плотный комок. Затем поднимает руки и раскрывает ладони, чтобы песок упал на стол и рассыпался. Одновременно опускает руки и «обмякает». 

В это упражнение на релаксацию желательно добавить соревновательный элемент: у кого получится лучше —у ребенка или у родителей. К тому же это хороший шанс совместно похулиганить.

Игра развивает

  • навыки управления телом; 
  • мышечную структуру;
  • телесные и тактильные ощущения.

Рисование на песке

Кинетический песок нужно предварительно подготовить для рисования — примять и выровнять, иначе рисунок получится нечетким. Рисовать лучше острыми палочками или стеками для работы с пластилином. Такое творчество развивает креативность и учит ребенка управлять своим телом.

Рисование неведущей рукой

Правила: нужно попросить маленького художника спрятать за спину или положить на колено ведущую руку. Работать можно только неведущей, то есть левой рукой для правшей и правой — для левшей. Нужно давать ребенку разные задания — нарисовать круг, квадрат, волну, заборчик или даже небольшой сюжет: например, солнышко с облаками или цветочек на полянке.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • мышление;
  • координацию;
  • внимание;
  • креативность.

Поссорившиеся ручки

Правила: поверхность песка делится на две части линией посередине. Ребенку говорим, что ручки поссорились, обиделись друг на друга и убежали в разные стороны. Нужно рисовать палочками короткие линии, постепенно удаляя руки друг от друга. Затем их нужно помирить: рисуем линии в обратном направлении, пока ручки не встретятся посередине. 

Вместо линий можно рисовать волны, заборчики, геометрические фигуры.

Игра развивает:

  • моторику;
  • работоспособность; 
  • умственную активность; 
  • концентрацию внимания;
  • улучшает эмоциональное состояние;
  • помогает справляться с тревогой.

Хаотичное рисование

Правила: рисование без сюжета и цели. Лучше выполнять с закрытыми глазами. Игра поможет выплеснуть наружу накопленные переживания и раскрыть внутренний мир ребенка. Ему нужно удобно сесть, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и подумать о том, что его беспокоит или наоборот радует. Пусть рисует так, как ему хочется.

В конце стоит обсудить рисунок, если ребенок не против. Если малыш изобразил свой страх, можете вместе его уничтожить или превратить во что-то приятное.

Игра развивает:

  • мелкую моторику;
  • координацию;
  • креативность;
  • воображение;
  • стабилизирует эмоциональное состояние.

Источник