Я убеждён в том, что при должном подходе к учёбе ученику не нужен репетитор. Ни в коем случае не хочу умалить работу репетиторов, которые честно зарабатывают на свой хлеб с маслом. Более того, многим детям комфортнее работать именно с репетитором. Но… вот личный опыт работы с детьми в качестве репетитора убеждает меня в обратном. Сформулировать это убеждение помогла статья Андрея Вячеславовича Сапунова — интересная и спорная.
Идеальная картинка школы репетитора, которую рисуют родители. Фото pixabay.com
Правы, на мой взгляд, те, кто в комментариях к статье говорит: сегодня в любой школе уже работает система подготовки к экзаменам. Это так. Помню, на «заре» ЕГЭ репетиторы были нужны для того, чтобы объяснить, что это за три буквы и как «выплыть» на новом экзамене. Почти вся работа их сводилась (да и сейчас, простите, нередко сводится) к бесконечному повторению материала, и это, действительно, оправдывало само значение слова «репетитор». Но с начала введения этой формы экзамена прошло уже 19 лет.
Школы и учителя приноровились, выстроили подготовки учеников, индивидуальные траектории, на каждого ученика заводят папочки-накопители… Да мало ли эксклюзива? Работают учителя, работают. Более того, на сайте Белгородского института повышения квалификации уже в 2004 году действовал форум, где педагоги бесплатно (!) помогали ученикам региональных школ готовиться к экзаменам. Разные были дети. И не только дети: один из посетителей отслужил в армии. Хотел поступить в институт, а свидетельства о сдаче ЕГЭ не было. Сдал – поступил.
Уже тогда я стал задумываться: почему репетиторы стали востребованы?
Что мешает школьникам самим подготовиться к экзамену? Ответ пришёл как-то неожиданно сразу: обыкновенная человеческая лень. Инертность, в своём роде. Помните? «Все побежали, и я побежал».
Впрочем, есть ещё одна причина: болезнь. Болезнь — веское основание для работы с репетитором: навык работы с детьми с отклонениями есть не у каждого учителя. Поэтому и обучают учителей (как могут) помогать таким ученикам, поэтому и пишутся различные программы, поэтому и инклюзия в школах. Такие дети — одна из безусловных причин повышать квалификацию для любого педагога, не только репетитора.
Тем не менее, у репетитора перед учителем есть преимущество: деньги. До сих пор в среде родителей бытует мнение, что наше образование — бесплатное. Наивные. Вполне понятно, что бюджет в том числе на образование верстается из налогов, которые платят все работающие или почти все. Но на репетитора уходят личные деньги родителей, их видимая часть зарплаты. С этой точки зрения — попробуй-ка не выучи урок у репетитора: деньги на ветер! Остаётся сожалеть о том, что не работающий в школе ученик так же выбрасывает деньги своих родителей на ветер, только ни он, ни родители этого не видят. Поистине, скупой (читай — «слепой») платит дважды. Вот и напрягаются некоторые ученики, чтобы оправдать родительские затраты.
Закономерен вопрос: а что мешает напрягаться в школе? Вопрос риторический.
Пример эффективности использования средств в обучении в России есть. Не секрет, что в образовательных учреждениях МО и МВД исключённые за неуспеваемость курсанты оплачивают своё обучение, возвращая государству то, что оно на них потратило. Не отучился — плати. Более того, после учёбы курсант должен отработать определённый срок; не отработал — опять же, плати. Это практикуется и в вузах гражданских: если заплатил за год обучения, но не смог доучиться — не вернут деньги. А в школе, где «деньги идут за учеником», работают со всеми.
В заключение замечу, что все советы начинающим репетиторам — повышать квалификацию, следить за изменениями в образовании, искать подход к ученику, не бояться нагрузки и работать со всеми, правильно выстраивать урок — вполне могут быть адресованы и учителю. В них нет ничего сверхъестественного. Тогда в чём разница? А разница в том, что в обществе потребления действует закон рынка: в розницу всегда дороже, чем оптом.
В итоге вырисовывается интересный силлогизм: всякий учитель репетитор, но не всякий репетитор учитель. А если нет разницы, зачем платить больше?