Педагоги играют, чтобы не сойти с ума
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Супруги Светлана и Александр Прутченковы — педагоги, создатели проекта «Педагогического конструкторского бюро». Их основная задача — через игру помогать учителям открывать новые горизонты своей профессии. В интервью «Педсовету» герои рассказали о своем взгляде на российское образование, дистанционное обучение и внедрение игр в учебный процесс.

О «Педагогическом конструкторском бюро»

Светлана:

«В 1992 году, еще на третьем курсе института, я устроилась учителем русского языка и литературы в школу, которую закончила сама. После в каждом декретном отпуске у меня рождался новый педагогический проект: в 1998-м я начала заниматься репетиторством, а в 2008-м одной из первых стала преподавать удаленно, запустила онлайн-курсы и создала компанию “Дистанционный репетитор”. 

Тогда удаленные занятия воспринимались как кот в мешке. Но впоследствии многие захотели преподавать в новом формате, и я начала объяснять учителям, как работать в онлайне. Так при “Дистанционном репетиторе” появилась «Мастерская дистанционных уроков», из которой позже выросло наше с Александром «Педагогическое конструкторское бюро». Мы стали создавать емкие игровые инструменты-конструкторы, которые помогали учителям быстро проектировать сценарии своих уроков».

Александр: 

«Мы доносим учителям информацию о том, что есть разные возможности общения с детьми, что не нужно воспринимать себя только как «урокодателя». В “Педбюро” мы учим преподавателей применять игровые практики в классе и постоянно проводим апробацию наших технологий в школах». 

Педагоги играют, чтобы не сойти с ума
Александр Прутченков на встрече с вожатыми и кураторами «Российского движения школьников» г. Москвы

О геймификации

Светлана: 

«Классические способы обучения превращают детей в пассивных слушателей. Игра меняет формат, позволяя участникам образовательного процесса быть активными, потому что в ней каждый — действующее лицо. 

Геймификация помогает оттолкнуться от обыденности, погрузить себя и детей в мир игры и добиться взаимопонимания. Ребенок тогда идет на урок с удовольствием, когда знает, что там будет интересно. Это создает новый стиль отношений между преподавателем и учениками — вовлекающий, доверительный и продуктивный. 

Но далеко не каждый педагог использует эту возможность правильно. Как этого избежать? Для этого мы советуем ответить себе на три простых вопроса:

  • Какие задачи решает игра? 
  • Работает ли она на мою цель? 
  • Поможет ли в достижении нужного результата? 

Эти вопросы помогут педагогу правильно и дозированно включать элементы игры в учебную деятельность, не превращать ее в развлечение». 

Александр: 

«Ш. А. Амонашвили (известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии — прим. ред.) говорил: «Если в течение урока ребенок не стал хотя бы на минуту “олимпийским чемпионом”, занятие прошло зря». Это значит, что, каждый раз приходя на урок, ученик должен понимать, что в чем-то стал лучше и преодолел себя». 


Источник