Педагогический артистизм — ключ к успеху в профессии
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Учитель технологии частной школы «Абсолют» (г. Серпухов) Алексей Московский — о том, почему каждый педагог должен пробудить в себе артиста.

Если попросить вас назвать любимого педагога, вы наверняка вспомните самого артистичного из тех, у кого вам довелось учиться. Того, кто, подавая материал, не скупился на эмоции, показывал все в лицах и жестах.

Почему в памяти остаются именно такие уроки? Да потому, что живые эмоции — лучшие проводники запоминания. Прочитайте нам сухую лекцию — и назавтра мы с трудом припомним ее тему. Но разыграйте перед нами мини-спектакль по тому же самому материалу — и мы запомним его на всю жизнь. И это мы, взрослые! А что говорить о детях — существах гораздо более восприимчивых?

Я убежден, что учительское место у доски и театральная сцена — это побратимы. Ведь если захотеть, то можно артистично подать любой предмет, а не только литературу или музыку. Как увлекательно можно оживить события давно минувших дней на уроке истории! Как забавно изобразить конфликт между веществами на уроке химии! Не мы ли, педагоги, бьемся за хорошее усвоение материала? Так давайте возьмем на вооружение безотказный способ его подачи — педагогический артистизм.

Что делает учителя артистичным?

  • Эрудиция. 

Педагогу просто необходимо быть эрудированным, высокообразованным человеком, ведь для школьников, особенно в средних классах, учитель — это открыватель миров. Он должен в том числе разбираться в режиссуре, чтобы незаметно управлять классом и вести его в нужном ему направлении.

  • Способность к импровизации. 

Бывает, что урок, который по какой-то причине пошел не по плану, превращается в удивительное приключение и для ребят, и для педагога. Не бойтесь отступать от привычной траектории, придумывайте новые способы объяснить ученикам то, что кажется сложным и непонятным, творите, ищите, переворачивайте с ног на голову — и тогда ваши занятия точно не превратятся в рутину.

  • Образность речи. 

Этот навык гарантирует, что дети будут слушать вас с открытым ртом, какие бы скучные вещи вы ни рассказывали. 

  • Юмор. 

Юмор помогает легче усваивать учебную программу. Можно долго и занудно говорить о важном, а потом удивляться, что дети зевают на уроках и материал тут же выветрился из их головы. А можно в процессе урока удачно пошутить — таким образом получится не только снять напряжение, но и привлечь внимание к какой-то важной мысли.

Педагог, который умеет заинтриговать, заразить аудиторию класса своими эмоциями, всегда будет востребован. Дети искренне полюбят такого учителя, потому что на его уроках им никогда не будет скучно, ведь артистизм помогает создать атмосферу, увлечь учеников своими идеями, пробудить в них фантазию, желание творить. 

Возможно ли развить в себе это качество? Конечно! Готовясь к занятию, стоит в буквальном смысле сесть за парту и подумать, какая подача увлекла бы вас самих, будь вы школьниками. Это может быть любой прием, главное — разбить шаблон серого урока, похожего на тысячи остальных.

Как понять, что свою роль на уроке педагог отыграл удачно и все приемы сработали? Если ребят не сдувает с мест по звонку, если они продолжают увлеченно наблюдать за происходящим — вы попали в точку. Живые струны юных душ затронуты!


Источник