Перевёрнутый класс: кто и зачем переворачивает традиционное обучение?

Многие поколения школьников обучались по одному и тому же принципу, усердно конспектируя теоретический материал на уроках и выполняя многочисленные практические упражнения дома. Однако современные технологии вносят коррективы в привычную организацию учебного процесса: появляются новые возможности и различные формы подачи информации. Именно благодаря повсеместной цифровизации стало возможным появление модели «перевёрнутого класса».

В чём отличие «перевёрнутого класса» от традиционного? Как меняются роли учители и учеников? В чём преимущества такого подхода, и есть ли у него недостатки? Все ответы — в нашем материале.

Что такое «перевёрнутый класс»?

метод обучения перевернутый класс

Arsenii Palivoda/Shutterstock.com

«Перевёрнутый класс» (англ. flipped classroom) — инновационная концепция обучения, которая сочетает в себе аудиторные занятия с учителем и онлайн-обучение. Однако от других моделей смешанного обучения «перевёрнутый класс» отличается тем, что знакомство с новым материалом происходит дома, а на занятиях основное время посвящено практическим заданиям и обсуждению сложных аспектов темы.

Остановимся подробнее на истории создания метода и его ключевых характеристиках.

Кто изобрёл «перевёрнутый класс»?

Идея «перевернуть» учебный процесс впервые появилась около пятнадцати лет назад у американских учителей химии Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса. Вначале они просто хотели помочь усвоить новый материал тем ученикам, которые пропускали занятия. Бергман и Сэмс записывали аудиолекции, дополняли их презентациями в PowerPoint, и получившиеся видео выкладывали в интернет. Однако они заметили, что и многие другие учащиеся просматривают лекции, чтобы освежить в памяти информацию или разобраться в трудных моментах. Методика стала применяться на постоянной основе, а затем и другие учителя начали перенимать опыт Сэмса и Бергмана.

Примерно в то же время Салман Хан, финансовый аналитик из США, начал записывать видеоуроки по математике и выкладывать их на YouTube. Так как ролики Хана набирали огромное количество просмотров, он решил полностью посвятить себя педагогической деятельности и основал Академию Хана — некоммерческую организацию, которая ставит целью сделать образование бесплатным и доступным из любого уголка планеты.

Для чего нужно «перевёрнутое обучение»?

урок перевернутый класс

Maria Symchych/Shutterstock.com

Благодаря инициативам Сэмса, Бергмана и Хана «перевёрнутое обучение» получило широкое распространение не только в школах, но и в вузах. Множество школьных учителей и университетских преподавателей во всём мире оценили возможность освободить академические часы для практикумов, особенно когда на изучение сложных тем отводится совсем немного времени.

Существует несколько причин, по которым педагоги обращаются к «перевёрнутой» модели обучения:

  1. Необходимость персонализации обучения. Все учащиеся усваивают материал в разном темпе, и во время лекции учитель не всегда имеет возможность подробно объяснять все нюансы темы отстающим ученикам. Во время домашнего изучения каждый может просматривать презентацию в своём темпе, перечитывать наиболее сложные абзацы текста, ставить видео на повтор или, наоборот, пропускать те фрагменты, которые уже знакомы.
  2. Дефицит учебного времени для освоения программ. Учителя вынуждены тратить большую часть занятия на объяснение темы, а на отработку нового материала остаются считанные минуты. Ученики же лишены возможности обратиться к преподавателю за разъяснениями, поэтому полученные знания усваиваются лишь частично и остаётся большое количество «пробелов».
  3. Отсутствие заинтересованности у учащихся. Многим школьникам и студентам колледжей и вузов сложно на протяжении всего занятия удерживать внимание на предмете лекции: если не сменить вид деятельности, большинство учеников «отключатся» уже через 10–15 минут. Мотивация к учёбе и концентрация внимания становятся выше, если учащийся может принимать в процессе активное участие, а не монотонно конспектировать монолог учителя.
  4. Отработка пропущенных занятий — дополнительная работа для учителя и не самое приятное занятие для учеников. «Перевёрнутое обучение» решает эту проблему, ведь у учителя всегда есть готовый материал для каждого, кто пропустил новую тему.

Ключевые принципы организации «перевёрнутого класса»

технология перевернутый класс

BearFotos/Shutterstock.com

На данный момент существует множество сценариев организации работы в «перевёрнутом классе», ведь универсальная модель, придуманная Бергманом и Сэмсом, подходит не всем и должна быть адаптирована под возраст и способности учеников, а также под специфику предмета. Мы перечислим наиболее распространённые виды модели:

  1. Стандартный «перевёрнутый класс»: в качестве домашнего задания ученики просматривают видео, слушают подкасты учителя или читают параграфы учебника; во время урока учитель отвечает на вопросы учеников по новой теме, проверяет, насколько они поняли материал, а также проводит опыты и даёт практические упражнения.
  2. Продвинутый «перевёрнутый класс»: учащиеся сами находят в интернете материал по новой теме, делятся им друг с другом и готовят выступление на уроке, которое затем обсуждают в группах.
  3. Дискуссионно-ориентированный класс: после самостоятельного изучения материала ученики обсуждают его в классе и занимаются совместной проектной деятельностью. Такой формат подходит для гуманитарных дисциплин.
  4. Демонстрационно-ориентированный класс: учитель записывает на видео демонстрацию научного опыта или эксперимента, а ученики изучают запись и повторяют опыт самостоятельно — например, на уроках химии, биологии или физики.
  5. Комбинированный «перевёрнутый класс»: изучение темы начинается не с теории, а с практики. В небольших группах (вне урока) ученики ищут способы решить задачу или пример, затем в классе обсуждают свои идеи с учителем, а после этого дома изучают презентацию по данной теме.
  6. Виртуальный класс: такая форма обучения стала возможна благодаря онлайн-системам управления обучением, или LMS (Learning Management System). Формат виртуального «перевёрнутого» класса подходит для дистанционного образования, полностью исключая очные встречи с учителем: не только презентация, но и обсуждение материала, а также практика и контрольные выполняются удалённо и отправляются учителю на проверку.
смешанная модель перевернутый класс

mariakray/Shutterstock.com

Независимо от типа «перевёрнутого класса», от традиционного сценария обучения его отличают следующие особенности:

  1. Активная роль учащихся в образовательном процессе. Они не просто получают готовую информацию, а развивают у себя умение учиться самостоятельно.
  2. Учитель выполняет роль наставника и помощника, охотно отвечая на все возникающие вопросы.
  3. Любая презентация создаётся таким образом, чтобы её можно было пересмотреть, перечитать или прослушать столько раз, сколько необходимо для закрепления знаний; то есть это не онлайн-урок в режиме реального времени, а именно запись с неограниченным доступом. Ещё одно правило — видео, аудио и тексты для изучения не должны быть слишком объёмными.
  4. Основной вид классной работы — групповая. Благодаря этому увеличивается время индивидуальной работы учителя с каждым учеником, ведь ему не нужно на протяжении всего урока стоять у доски и объяснять новый материал.
  5. Для закрепления изученного материала и контроля успеваемости учитель проводит тесты, проверочные работы и иногда даёт практические задания на дом (после изучения теории дома и обсуждения темы в классе).

Актуальность применения «перевёрнутой» модели обучения

технология перевернутого обучения

BalanceFormCreative/Shutterstock.com

Ежегодно всё больше учителей внедряют в свою работу метод «перевёрнутого класса». Почему же смешанное обучение так стремительно набирает обороты?

Во-первых, даже ярым противникам прогресса приходится шагать в ногу со временем: информационные технологии применяются повсеместно; в школах ведутся электронные журналы, в интернете проводятся олимпиады и публикуются результаты экзаменов. Отрицать удобство современных технологий становится сложнее.

Во-вторых, появилось огромное количество качественных электронных образовательных ресурсов: вовсе не обязательно записывать собственные подкасты и водкасты (видеолекции), можно найти готовые материалы и просто дать ссылки на них ученикам.

Кроме того, целью системы образования больше не является простая передача знаний от учителей к ученикам: современная школа должна научить ребёнка учиться, то есть получать знания и опыт самостоятельно. Естественно, традиционные сценарии обучения для этой цели не столь эффективны.

И, наконец, учителя нередко обращаются к «перевёрнутому» обучению из-за нехватки учебных часов для глубокого изучения материала. Например, обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают сокращение аудиторной нагрузки в 5–9 классах — и при этом учителям необходимо качественно подготовить школьников к экзаменам.

Где применяется модель «перевёрнутый класс»?

ключевые характеристики технологии перевернутый класс

Inside Creative House/Shutterstock.com

Несмотря на то, что впервые метод «перевёрнутого класса» был применён в американских школах, за последние пятнадцать лет он обрёл популярность во всём мире и успешно применяется не только в общеобразовательных, но и в высших учебных заведениях. Например, в американских вузах метод активно используют в обучении физике и другим точным наукам, а также информационным технологиям, бухгалтерскому учёту и другим дисциплинам.

Некоторые зарубежные учебные заведения полностью перешли на «перевёрнутое» обучение. Американская школа Клинтондейла стала первым «перевёрнутым» учебным заведением — и вскоре её ученики значительно повысили свою успеваемость.

Потенциал «перевёрнутого» обучения в вузах стал предметом исследований многих педагогов и учёных; некоторые университеты также применяют эту инновационную модель образования на всех факультетах: например, турецкий университет MEF, открывшийся в Стамбуле в 2014 году.

В России преподаватели также охотно применяют модель «перевёрнутого класса», несмотря на определённые трудности — недоверие администрации учебных заведений, сложности в подготовке материала и недостаточное техническое оснащение рабочих мест.

Некоторые школы применяют «перевёрнутую» модель уже несколько лет и увеличивают число классов, в которых она используется на постоянной основе: например, московская гимназия №1576, где концепция применяется в пятых, шестых классах и на некоторых учебных дисциплинах в старших классах. Отмечается, что у учеников благодаря такому подходу повысилась мотивация к учёбе и успеваемость.

Среди российских вузов растёт количество тех учебных заведений, которые также отмечают положительные результаты внедрения метода. Например, в Нижегородском государственном педагогическом университете по методу «перевёрнутого класса» в рамках эксперимента занимались пять учебных групп, и во всех студенты получали больше удовольствия от учебного процесса, чем при традиционном формате занятий.

Преимущества и недостатки метода

перевернутый класс

MNStudio/Shutterstock.com

Благодаря достаточно продолжительному опыту применения метода и большому количеству исследований его эффективности, можно выделить основные плюсы и минусы обучения в «перевёрнутом классе».

Самый главный показатель успешности внедрения модели — это, конечно, влияние на академическую успеваемость. Но тут всё не так однозначно. Некоторые масштабные исследования не слишком вдохновляют: успеваемость учащихся, как и их увлечённость образовательным процессом, при «перевёрнутом» обучении лишь незначительно выше, чем при традиционном. Однако другие исследовательские работы демонстрируют более впечатляющие цифры и доказывают, что «перевёрнутое» обучение действительно мотивирует школьников и студентов лучше учиться.

Из неоспоримых преимуществ «перевёрнутого» обучения можно выделить следующие:

  • индивидуальный подход и постоянная обратная связь от учителя — в классе и онлайн;
  • все ученики могут работать в своём темпе, в том числе и на уроках: учитель группирует их так, чтобы ребята с одинаковыми способностями работали вместе;
  • учащиеся развивают коммуникативные способности, работая над совместными проектами;
  • большое количество практики позволяет разобраться со всеми тонкостями даже самой сложной темы;
  • ученики больше доверяют учителю, ведь он не просто вещает со своего поста у доски, а активно общается с каждым учеником и охотно отвечает на вопросы;
  • ученики не просто изучают теорию, но и получают больше практического опыта применения новых знаний, а также учатся находить информацию и получать знания самостоятельно;
  • пропустив занятие, каждый ученик может легко наверстать пропущенный материал;
  • родители могут помочь ребёнку разобраться со сложной темой, просмотрев презентацию вместе с ним.
перевернутый метод обучения

Fabio Principe/Shutterstock.com

Почему же при таком внушительном списке преимуществ «перевёрнутая» модель обучения не всегда одинаково эффективна? Есть определённые сложности в применении методики, которые могут повлиять на это:

  • многое зависит от личности педагога: важно не просто подготовить презентацию, но сделать её интересной, информативной и понятной. Это требует больших трудозатрат и творческого подхода;
  • педагог Марина Курвитс утверждает, что иногда ученики, привыкшие к пассивному восприятию информации, относятся к своей новой роли «прагматично и формально», то есть выполняют лишь те задания, за которые предполагается выставление оценки;
  • и учителям, и учащимся необходимо «прокачать» свои компьютерные навыки для подготовки к урокам, записи видео и обмена сообщениями и учебными материалами;
  • при внедрении модели «перевёрнутого класса» ученики больше времени проводят за компьютером. Это может существенно увеличить нагрузку на органы зрения у тех ребят, которые и так не расстаются с гаджетами.

Как применять «перевёрнутую» модель на практике — советы учителям

метод перевернутый класс

Studio Romantic/Shutterstock.com

Метод «перевёрнутого класса» действительно может решить некоторые проблемы системы образования, с которыми сталкиваются российские педагоги. Но как внедрить его в текущих условиях? Мы собрали самые полезные советы экспертов, которые помогут «перевернуть» ваш класс:

  1. Переход от традиционного формата к «перевёрнутому» следует совершать постепенно, предварительно объяснив суть происходящего и цель внедрения метода и ученикам, и родителям.
  2. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо применять подход системно и на протяжении длительного времени.
  3. На начальном этапе применения методики выбирайте для самостоятельного изучения самые интересные темы и записывайте увлекательные презентации — эта хитрость поможет пробудить в учениках интерес и мотивацию выполнять домашнее задание.
  4. Записывайте короткие и максимально доступные лекции, чтобы ваше объяснение темы было понятно каждому учащемуся.
  5. К каждой презентации необходимо составлять небольшие задания для самопроверки.
  6. Убедитесь, что у каждого ученика есть техническая возможность посмотреть презентацию и в случае необходимости связаться с вами для консультации.
  7. Используйте полезные онлайн-сервисы для учителей: Quizizz, LearningApps, iSpring Suite, «Интернет-урок» и другие. Огромное количество ценных ресурсов для учителей, а также советы по организации «перевёрнутого класса» можно найти на сайте Марины Курвитс.
  8. Изучите опыт коллег, практикующих модель «перевёрнутого класса».

Каким бы противоречивым ни был опыт применения метода «перевёрнутого класса», эта инновационная модель отвечает всем требованиям, предъявляемым современному образованию: она полностью соответствует ФГОС, обеспечивает индивидуальный подход, помогает формировать практические навыки и учит получать знания самостоятельно. А значит, устранение трудностей её внедрения в российских школах и вузах — вопрос времени.

Источник фото обложки: Ground Picture/Shutterstock.com


Источник