Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Задумываясь о школе, мы представляем стройные ряды парт и учителя у доски. Но в мире существует немало необычных образовательных учреждений, находящихся в самых странных местах. Рассказываем об этом в нашей подборке.
Кочевая школа «Кенэлэкэн», Якутия, Россия
Источник: РИА Победа РФ
Сохранение традиционного уклада жизни коренных народов Севера — важная задача для Якутии. Чтобы ее решить, власти создают кочевые школы для детей оленеводов.
По данным на 2021 год, в кочевых семьях насчитывается 4,3 тысячи детей школьного возраста. Раньше их отдавали в интернаты, чтобы не мешать родителям пасти скот. Сегодня, благодаря школе «Кенэлэкэн» и десятку ей подобных, дети могут оставаться с родителями, впитывать семейные ценности, не отрываясь от учебы.
От стоянки к стоянке перемещаются не только оленеводы, но и школьные палатки. В каждой палатке занимаются шесть-восемь человек, в роли учителей — сами родители или другие члены общины, прошедшие предварительно педагогические курсы. Школьники получают домашние задания и контрольные от учителей в обычной школе, а затем отправляют их обратно благодаря спутниковому интернету.
Официально кочевая школа оформляется как филиал городской средней школы. Тем не менее, «Кенэлэкэн» и другие подобные образовательные проекты сталкиваются с бюрократическими трудностями. Как школе оформить земельный участок, отвечать требованиям пожарной безопасности и Роспотребнадзора, если она буквально перемещается на санях и оленях? Эти проблемы активно обсуждаются на региональном и федеральном уровнях.
В начале 20-го века в Якутии уже открывали кочевые школы, но проработали они недолго. Сейчас работу таких школ поддерживают не только местные власти, но и ЮНЕСКО.
Плавучие школы, Бангладеш
Источник: Plaid Zebra
В сезон дождей от одной пятой до двух третей территории Бангладеша оказывается под водой. Бедные семьи, не имеющие собственных лодок, оказываются просто не в состоянии отправить своих детей в школу, и те остаются без образования.
Изменить ситуацию решился общественный деятель Мохаммед Резван, который силами некоммерческой организации Shidhulai Swanirvar Sangstha запустил сеть плавучих школ.
«Если ученик не идет в школу, школа приходит к нему», — говорит он.
В сезон дождей лодки собирают детей по домам, потом стыкуются, и начинается учеба. Сегодня в организации больше 20 лодок, каждая из которых может вместить 30 человек. В лодочной школе можно найти не только классы, но и библиотеку, и даже компьютеры с доступом в интернет. Доступ к электроэнергии дают солнечные батареи.
Первая плавучая школа появилась в Бангладеше в 2002 году. Примеру Мохаммеда последовали и другие страны с похожими проблемами — плавучие школы сегодня действуют в Камбодже, Нигерии, Филиппинах, Вьетнаме и Замбии.
Подземная школа Terraset, г. Рестон, Северная Вирджиния, США
Источник: официальный сайт школы
Главной задачей необычный школы, которую построили в 1977 всего через несколько лет после крупного нефтяного кризиса в США стала экономия энергии и снижение нагрузки с переполненных школ города Рестон. Школьное сообщество стремилось уменьшить свою зависимости от нефтяного рынка. Так появился проект школы Террасет с большим количеством солнечных батарей на крыше. Само же здание было построено на холме, с которого срезали вершину. На ее месте построили здание, а затем засыпали его землей. Это должно было сократить теплопотери школы.
Здание школы стоит на холме, с которого срезали вершину. Стены укреплены земляными насыпями, а крыша школы покрыта сетью солнечных батарей.
Интересно, что власти США отказались профинансировать панели с солнечными батареями на $625 000 — проект поддержал наследный принц, а в последующем и пятый король Саудовской Аравии Фахд ибн Абдул-Азиз Аль Сауд.
Открытие школы стало громким событием. На нем присутствовали сам наследный принц Фахд ибн Абдул-Азиз Аль Сауд и советник США по энергетике Джеймс Шлезингер. Школа привлекла большое внимание общественности, но полностью ожидания себя не оправдала. Архитектура здания экономила тысячи баррелей нефти на отоплении, но солнечные панели, разработанные для пустыни, не выдерживали колебаний температур и попросту выходили из строя. Впоследствии школа от них отказалась.
Несмотря на то, что Террасет до сих пор является одной из самых энергосберегающих школ в мире, проект остается единственным в своем роде.
Пещерная школа Донгзхонг Мид, с. Мао, провинция Гуйчжоу, Китай
Источник: Bored Panda
Что делать, если если у вас есть ученики, но нет школы в округе и денег на строительство новой? В 1984 году из-за этих проблем китайские жители построили школу в пещере Донгзхонг.
Пещера оказалась довольно вместительной: ее размеры сравнимы с ангаром для самолета. В какой-то момент внутри даже были построены деревянные помещения, которые фактически сформировали пещерную деревню.
На пике своего развития школа Донгзхонг Мид насчитывала 186 учеников и восемь педагогов. Пещерная школа идеально подходила для занятий геологией и биологией, ведь горные породы и жизнь летучих мышей можно было изучать, не выходя из-за «парты». Также она была отличным местом для хорового пения. Акустика, как отмечали местные жители, в ней просто замечательная.
Но в 2011 году школа была закрыта по решению властей. Правительство Китая вело активную работу по переселению деревенских жителей в соседний район с более развитой инфраструктурой и надеялось, что без школы жители быстрее покинут деревню. Этого не произошло — поселок до сих пор на месте, а дети посещают школу-интернат в двух часах езды от места жительства.
Школа-бомбоубежище «Або», г. Артезия, штат Нью-Мексико, США
Источник: Flickr
Необычная школа, построенная в 1962 году в разгар холодной войны, не только давала школьникам знания, но и обеспечивала их безопасность на случай ядерного взрыва. За исключением трех зданий — в которых, впрочем, тоже не было окон, — располагалась она полностью под землей. Защитить детей от ядерного удара должны были тяжелые стальные двери, стены из армированного бетона и бетонная крыша толщиной 53 см.
Площадь подземной части школы составляет 3 км². Помимо классных помещений, здесь находится грузовой лифт, душ от радиоактивных частиц и даже морг. В школе также всегда хранился запас пропитания на две недели для 2000 человек.
«Або» функционировала как государственная начальная школа. Также она служила туристической достопримечательностью: по всему городу были установлены указатели по направлению к необычной школе. Школу закрыли в 1995 году из-за высоких затрат на ее техническое обслуживание и сильного перегрева бетонной конструкции. Недалеко была открыта новая начальная школа «Йесо», а «Або» осталась историческим объектом.
Железнодорожные школы, штат Одиша, Индия
Источник: сайт фонда Ручика
Сотни тысяч детей из индийских трущоб в дальнейшем ведут преступную деятельность и принимают запрещенные вещества ввиду полного отсутствия образования и стремления к нему. Изменить эту ситуацию к лучшему смогла учитель и основатель благотворительной организации Ruchika Social Service Organization (RSSO) Индерджит Кхурана.
В 1985 году она открыла первую бесплатную «Platform School» на железнодорожной станции Бхубанешвар для бездомных детей из малоимущих семей. Сегодня железнодорожные школы дают образование более 4000 детей. Самых способных переводят в обычные индийские образовательные организации — билет в светлое будущее получают несколько десятков человек в год.
Помимо обучения по четыре часа в день, учащимся школы и их семьям предоставляется питание и медицинская помощь. Главная задача школы — повысить грамотность среди бедного населения и дать детям хотя бы минимальные знания. В железнодорожных школах нет привычных парт, зато есть песни, игры и, главное, неравнодушные взрослые.
Кроме железнодорожных школ, RSSO благодаря частным пожертвованиям поддерживает работу 63 начальных школ в трущобах. В организации уверены, что каждый ребенок имеет право на образование.