Повысить мотивацию детей к учёбе можно с помощью игр, квестов и конкуренции

На «Августовке – 2021» от портала Учи.ру эксперты поделились рецептами повышения мотивации к учёбе у школьников. Внедрение геймификации и сторителлинга должно помочь школьникам в учебном процессе.

В чём проблема?

Повысить мотивацию детей к учёбе можно с помощью игр, квестов и конкуренции

Prostock-studio/Shutterstock.com

Опрос подростков показал, что им мешает учиться чрезмерное количество обязательных бессмысленных предметов. Также упоминался тотальный контроль на всех стадиях обучения, который включал оценку домашних заданий, ОГЭ, ВПР, ЕГЭ. Замыкают тройку недовольств среди подростков отсутствие прикладного знания и вариативности обучения.

Читайте подробнее о причинах низкой мотивации и плохих оценок в интервью с психологами портала!

Как можно помочь детям?

Комфортная атмосфера

Повысить мотивацию детей к учёбе можно с помощью игр, квестов и конкуренции

Prostock-studio/Shutterstock.com

Редактор интернет-издания «Мел» Надя Папудогло рассказала, что мотивация у человека зависит от условий окружающей среды. Чем комфортнее и спокойнее ребёнку, тем больше возможностей для проявления себя он чувствует.

Отсутствие желание у ребёнка учиться проявляется обычно с 6,5 лет и достигает пика в 11–12 лет. Ещё один всплеск наблюдается в 15–16 лет.

Для решения проблем мотивации в домашних условиях Папудогло рекомендует родителям задавать себе три вопроса: «Что я сделал для ребёнка?», «Что могу сделать?» и «Как я это сделаю?». Это позволит понять, что же действительно взрослые способны дать детям. При этом необходимые дополнительные знания для взрослых по взаимодействию с детьми и подростками можно найти в открытых источниках.

Игры и здоровая конкуренция

Повысить мотивацию детей к учёбе можно с помощью игр, квестов и конкуренции

Prostock-studio/Shutterstock.com

Специалист по социо-игровой педагогике, методист, преподаватель магистратуры в Институте образования НИУ ВШЭ, учредитель АНО ДПО «Лаборатория образовательных технологий “Четвёртое измерение”» Елена Журавлёва считает, что заранее выстроенная атмосфера в учебном коллективе поможет в обучении, даже при переходе на дистанционные технологии.

Детям нужно давать осмысленность деятельности. Когда школьники могут сами влиять на процесс обучения, то и учиться им становится интересно. При этом родителям не следует замещать роль педагога, иначе они могут не справиться с собственной родительской ролью.

Аспирантка Института образования НИУ ВШЭ, исследователь Юлия Герасимова рекомендовала внедрять геймификацию в учебный процесс — значки и бейджи, которые дети зарабатывают, выполняя различные задания. Однако предостерегла, что если школьникам и так интересно быть на уроке, то лучше её не использовать. Интересно, что лидерборд, графики прогресса и ограничение по времени в процессе учёбы показали наименьшую эффективность.

Читайте также Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?

При внедрении конкуренции в процесс обучения важно обратить внимание на то, что у каждого ребёнка должен быть шанс выиграть. Например, можно вначале протестировать учеников на наличие навыков и после сопоставить их. Вторым важным моментом должна быть эмоционально безопасная среда для конкуренции. Наилучшим решением станет внедрение командной конкуренции, которая позволяет детям совместно учиться и выполнять глобальные цели в коллективе.

Наиболее эффективными элементами геймификации, по мнению Герасимовой, являются квесты, миссии и коллаборации. Последнее — это командная работа над общей целью. Она позволяет повысить коммуникативные навыки и навыки критического мышления.

Сценарии и сторителлинг

Повысить мотивацию детей к учёбе можно с помощью игр, квестов и конкуренции

Prostock-studio/Shutterstock.com

Главный редактор проекта «Смешарики», руководитель издательства «Умная Маша», директор частной школы «Самолёт» Мария Корнилова предлагает в учебную деятельность вводить сценарные методы и принципы сторителлинга. Учитель должен только разворачивать историю, а ученик — чувствовать себя героем происходящего. При этом сюжет должен укладываться в рамки урока.

В сторителлинге для образования нужно наметить цель — что будет изучаться на уроке. А также препятствия — задачи, соревнования, кооперация и так далее. Однако сложность заключается в том, что в классе может быть от 8 до 42 учеников, которых нужно будет вовлечь в происходящее на уроке.

Журавлёва предложила добавить к сторителлингу возможность переосмыслить восприятие ошибки у школьников и учителей. Для этого необходимо создать образовательный процесс так, чтобы на вопрос не было одного правильного ответа, а появилась возможность сравнение идей учеников по решению конкретной задачи.

Читайте все итоги масштабного онлайн-совещания «Августовка – 2021» в удобном формате:

  1. Учителям нельзя оставаться в стороне: как противостоять травле в классе?
  2. Контроль за ребёнком в сети необходим: об этом говорят статистика и эксперты.
  3. Эксперты разобрали, как не допустить пропажу детей.


Источник