В начале календарного года спрос на частных преподавателей повысился. Но и без сезонных всплесков он остается стабильно высоким: спрос на репетиторов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ за год вырос в 2,5 раза. Это говорит о том, что репетиторство — все более востребованное занятие, которое способно стать для учителя основным. О том, как уйти из школы и стать востребованным преподавателем-фрилансером, рассказывают сами педагоги.
С опытом работы в школе
Любовь Бушуева закончила Калужский университет им. К. Э. Циолковского и пошла в частную небольшую школу на Рублевке. Там она отработала два года учителем начальных классов и перешла в школу побольше — Павловскую гимназию.
Работая в школе, учитель иногда брала учеников на репетиторство, но совмещать было тяжело и пришлось выбрать что-то одно. И педагог выбрала личный рост.
«Скажу честно, было очень тяжело, у меня был замечательный класс, родители, но я понимала, что мне хочется расти дальше, а для этого мне нужно больше свободного времени».
Когда Любовь уволилась, у неё почти не было учеников на репетиторстве. Она переживала за деньги и стабильность, которую давала школа, но не побоялась взять ответственность за себя. Первым шагом стало решение взяться за образование 4 девочек, которые не ходили в школу:
«Родители искали учителя по объявлению на Авито. Им нужен был педагог, который сможет приходить 2-3 раза в неделю и обучать детей из разных семей. Для меня это было удивительно. Тогда я предложила им занятия по 3 часа в среду и субботу. Так и появился семейный класс. За год мы прошли программу и третьего, и четвертого класса. Одна из учениц потом написала диагностическую работу на высокий балл и поступила в хорошую школу».
Сарафанное радио приносило больше учеников, а спустя время у учителя уже не было свободных окон. Позже Любовь начала проводить консультации для родителей и рассказывать, что такое семейный класс, как перейти на семейное обучение, а также о плюсах и минусах такого формата.ё
Сейчас Любовь уже второй год работает во фрилансе, но ее работа — больше, чем обычное репетиторство. Она продолжает учить детей в семейном классе и проводить индивидуальные уроки. Еще педагог запустила читательский онлайн-клуб для детей 7–12 лет и стала проводить дистанционные занятия для учеников, которые живут в Дубае и Андорре.
«Я сделала Гайд по частным школам Новой Риги и Рублёвки, провожу диагностику знаний у детей, консультирую родителей по школам и другим педагогическим вопросам, организую интенсивы для детей и иногда выступаю в роли спикера. На этот год у меня новые идеи и планы!».
Главное в переходе со стабильной работы в найме на фриланс, считает педагог, это любовь к своему делу и системность: поставить цель и сформулировать пошаговый план, как ее достичь.
Учитель уверена, не нужно искать клиентов, лучше быть открытым, например, вести страницу в социальных сетях. Почти все клиенты пришли к педагогу от знакомых и через блог. Для работы на себя потребовалось освоить бизнес-навыки, для этого Любовь продолжает проходить курсы по продажам.
«У меня были и есть неудачи, но главное не опускать руки, а пробовать, меняться и действовать»
В репетиторы, минуя школу
Другой путь был у репетитора с образованием, но без опыта работы в школе.
В студенчестве Дарья Звонарёва давала частные уроки русского языка и параллельно пробовала себя в разных педагогических направлениях: вожатая, аниматор, воспитатель, учитель на замене. К пятому курсу Дарья поняла, что в школу работать не пойдет:
«Совмещала репетиторство с основной работой я недолго и через пару лет погрузилась в частную практику. Я поняла, что ни одна другая деятельность никогда не приносила мне столько удовольствия, энергии и денег».
Стоимость занятий молодого репетитора уже в первый год работы выросла выше рынка. Преимуществом Дарьи стали:
- четкая образовательная система;
- собственные дидактические материалы;
- прозрачность обучения;
- ориентированность на результат.
Все это уже на старте позволило постепенно поднимать ценность и цену занятий.
«Больше всего учеников за восемь лет репетиторства пришло ко мне через сарафанное радио. Я вовремя поняла, что его тоже нужно развивать, поэтому запустила реферальные программы для школьников и их родителей. А еще активно работала с коллегами-репетиторами, общеобразовательными, частными школами».
Дарья уверена, лучший способ привлечь клиентов сегодня — вести площадки в социальных сетях. Но работают даже «старые» методы: объявления на подъездах и в газетах, листовки, флаеры в кофейнях и магазинах.
«Важно использовать всё многообразие способов продвижения, не переставать учиться и не бояться экспериментировать. Так, в своём блоге я рассказываю не только о занятиях, но и показываю, как создаю современный образовательный контент».
Как подготовиться к переменам
Вместе с Любовью и Дарьей собрали пять полезных книг и ресурсов, где начинающий учитель-фрилансер найдет вдохновение и полезные советы, как эффективно организовать свою работу.
- Книга Жана Гомеса, Кэтрин Маккарти и Тони Шварца «То как мы работаем, — не работает»
Авторы поднимают тему эффективной работы не в ущерб качеству жизни.
- Книга Джима Лоулесса «Иди туда, где страшно»
Бизнес-тренер и мотивационный спикер вывел свод правил, помогающих в укрощении страхов, которые мешают личному росту. Их он раскрывает в своей книге.
- Курс Школы инноваций и креативного мышления ИКРА «Фриланс как продукт»
На курсе можно узнать, как работать на себя, юридические тонкости фриланса, правила самопрезентации и оформления портфолио.
- Подкаст «Олег, где макет?»
Арина Тарасова и Андрей Абрамов создали подкаст о том, как найти себя на фрилансе, сделать его осознанной частью жизни, путешествовать и хорошо зарабатывать.
- Подкаст «Фриланс без приукрас»
Маркетолог Юрий Химик рассказывает, как успешно войти в мир удаленщика, искать клиентов, работать с ними и освоить многие навыки с нуля.