Фото: img.freepik.com

Профориентация – это не только тесты и классификация людей по профилям.
Это важный процесс, помогающий детям и подросткам определиться с выбором профессии, учитывая их опыт, интересы, чувства и потребности. Вместе со специалистом
АкадемситиС кандидатом психологических наук и практикующим психологом Нелли Степиной обсудим необходимость профориентации школьников.

Что такое профориентация

Профориентация обучающихся – это путь к осознанию собственных интересов, склонностей и способностей для выбора будущей профессии.

В СССР система профориентации начала развиваться в 1960-70-х годах. В то время преимущественно готовили специалистов для промышленности и сельского хозяйства. Школьников направляли на заводы, фабрики и колхозы с целью ознакомления с рабочими специальностями. Цель профориентации — обеспечение государством необходимыми кадрами. Личные устремления учеников часто оставались без внимания.

В девяностых годах экономический кризис привел к исчезновению профориентационной работы из школьных программ. Не существовало необходимости планировать распределение выпускников по предприятиям, и поэтому школы обратили на это направление меньше внимания.

Нелли Степина

Профессиональная ориентация в образовательном учреждении: инновации и актуальные подходы С двадцатых годов XXI века профориентация вошла в состав учебных программ с новым содержанием. Сейчас задача — подсказать ученикам как сделать выбор профессии более осознанным.

Цели и условия проведения профориентации

Значение профориентации для школьников велико: правильный выбор профессии в молодости может существенно повлиять на жизнь человека. Если ребенок сразу определится, ему не потребуется переквалификация или частая смена работы.

Для эффективной профориентации необходимо точно сформулировать цели и придерживаться их. Помимо этого, нужно организовать обстановку, которая позволит учащимся познакомиться с миром профессий.

Цели профориентации:

  • Помогать осознанно выбирать профессии. Дети часто ощущают давление со стороны родителей, общества и сверстников. Профориентация помогает выбрать профессию, руководствуясь своими интересами и способностями, а не чужими ожиданиями.
  • Адаптировать к рынку труда. Изменения происходят быстро, рождаются новые профессии, отсутствовавшие прежде. Профориентация дает возможность школьникам узнать о будущей востребованности специальностей и подготовиться к предстоящим переменам.
  • Определить реальные требования выбранной профессии. Ученики знают, что требуется от каждой профессии, какие умения нужно совершенствовать, и с какими проблемами могут возникнуть на работе.
  • Уменьшать стрессВыбор будущей профессии – это волнительное событие.
  • Развивать надпрофессиональные навыки В профориентационной работе необходимо развивать креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки и критическое мышление. Эти качества делают выпускников конкурентоспособными на рынке труда и способствуют успешной адаптации к изменениям. Важно учитывать индивидуальные особенности ученика: диагностические тесты, консультации с психологами и учителями помогают школьникам осознать свои интересы, способности и склонности.
Профориентация должна учитывать индивидуальные особенности ученика. Для этого используют диагностические тесты, консультации с психологами и учителями. Школьники через это могут понять свои интересы, способности и склонности. Эффективная программа включает теоретические знания и практические занятия: проектную работу, деловые игры, мастер-классы, стажировки. Так школьники погружаются в реальную рабочую среду, пробуют себя в разных ролях и на практике узнают о различных профессиях.

Нелли Степина

Направления профориентации в школе

Первоначально школы самостоятельно решали, каким образом познакомить школьников с разными профессиями. Однако с первого сентября 2023 года в России ввели профминимум — стандартную модель профессиональной ориентации.

Профминимум состоит из шести направлений, которые развивают навыки и знания. Модель подходит для всех возрастных групп учеников 6—11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Давайте узнаем, что это такое.

Урочная активность. В общеобразовательных предметах школьники узнают о пользе своих знаний в разных профессиях. На занятиях по математике показывают, как навыки решения уравнений и анализа данных применяют инженеры, экономисты или программисты. Это помогает связать учебные знания с реальной жизнью.

Внеурочная активность. Главный компонент – курс «Россия – мои горизонты». Его продолжительность составляет 34 часа в год и он включает:

  • На профориентационных занятиях рассказываю детям о современных профессиях в сфере IT, строительства и экологии, а также о многих других.
  • Школьники совершают экскурсии на производства, чтобы познакомиться с деятельностью различных отраслей. Например, посещение завода по выпуску автомобилей поможет ученикам разобраться в работе инженеров и технологов.

Практико-ориентированный модуль Практические занятия погружают школьников в реальные рабочие задачи. Учащиеся выполняют профессиональные пробы — краткосрочные практические задания совместно с наставниками. Примеры: проекты в лаборатории для тех, кто интересуется профессией химика, или в IT-компаниях для желающих стать разработчиками.

Взаимодействие с родителями. Профориентационные встречи с родителями дают возможность разобраться в том, как оказывать поддержку детям при выборе профессии.

Родителям доступен курс, помогающий составить план выбора профессии и образования для школьника.

Дополнительное образование. Школьники могут записываться на кружки, секции и другие мероприятия для развития навыков в разных областях: от программирования и робототехники до шахмат и спортивных секций.

Профессиональное обучение. Ученики старших классов могут осваивать программы профессиональной подготовки во время обучения в школе. До выпуска можно получить квалификацию автомеханика, повара, парикмахера или программиста. Это даёт возможность начать работать сразу после получения аттестата или поступления в колледж.

Профессиональный минимум реализуется в трёх вариантах: базовом, основном и продвинутом. Тип программы определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая во внимание развитие региона и имеющиеся ресурсы.

Проблемы профориентации школьников

Несколько проблем препятствуют выпускникам выбору профессии осознанно.

Низкая информированность о профессиях. Многие школьники плохо понимают деятельность людей в разных сферах жизни. Информация о специальностях часто сводится к стереотипам об учителях, врачах или юристах. Новое и перспективное развитие почти неизвестно ученикам.

Дети недостаточно разбираются в реальной работе специалистов, их буднях и задачах. Неизвестно, например, чем занимается конкретный экономист.

Обучение в школе не всегда готовит к трудовой деятельности.

Часто школьная программа не помогает ученикам понять, какие навыки и знания требуются для разных профессий. Из-за этого у детей не складывается представление о пользе учебных предметов в жизни и снижается интерес к учёбе.

Социальные стереотипы. Многие по-прежнему разделяют профессии на престижные и не престижные. Например, работа в офисе или сфере IT считается более желанной и успешной, чем работа руками — строителя, механика, электрика. Рабочие профессии ассоциируются с низким доходом и отсутствием карьерного роста, хотя на практике многие из этих специальностей востребованы и хорошо оплачиваются. В итоге дети ориентируются на общественное мнение или ожидания родителей и предпочитают профессии, которые кажутся им социально одобряемыми.

Ложные ожидания. Социальные сети часто рекламируют лёгкий и быстрый заработок в блогинге, инфобизнесе или интернет-предпринимательстве.
Это создаёт иллюзию, что для успешной карьеры не нужно серьёзное образование или навыки — достаточно быть популярным и активным в соцсетях.

Недостаточная роль психологов в профориентации. В школах редко проводят профессиональные тесты и консультации психологов, помогающие ученикам разобраться в своих интересах и склонностях. Без диагностики способностей и особенностей личности учащиеся часто выбирают профессию, не осознавая своих сильных сторон и возможностей.

Неравномерный доступ к профориентационным мероприятиям. Доступ к качественным профориентационным программам не одинаков во всех школах.

Заключение: как оценить результат профоориентации

Простым и действенным методом определения профориентации служат опросы учеников. Анкетирование дает возможность узнать уровень осведомленности школьников о различных профессиях и их оценку собственных профессиональных интересов и задатков.

Успешная профориентация подразумевает осознанный подход школьников к выбору будущей профессии. Важный признак — способность определить специальность без влияния со стороны родителей или общества. Если ученик знает свои интересы и выбирает профессию исходя из способностей и вкусов, программа реализуется эффективно.

Нелли Степина

Профориентацию следует изучать не только в школе.
Для оценки её эффективности необходимо проводить анализ результатов. Например, можно отслеживать, куда поступают ученики после выпуска из школы, и как складывается их профессиональная жизнь.