Фото: img.freepik.com

Коррекционная работа с детьми устраняет нарушения развития, поведения и обучения. Причины этих проблем могут быть связаны с особенностями нервной системы, заболеваниями или травмами. Дефектологи применяют множество эффективных инструментов и методов, помогающих маленьким пациентам.

1. Арт-терапия

Арт-терапия — это метод психотерапии, в котором творчество помогает улучшить эмоциональное и психологическое состояние детей. С помощью рисования, лепки из пластилина, аппликаций и коллажей дети передают чувства, мысли и переживания, которые не могут выразить словами.


Художник и педагог Адриан Хилл в 40-х годах XX века первым применил творчество как метод терапии. Помогая пациентам восстановиться после туберкулеза, Хилл заметил, что рисующие быстрее выздоравливали физически и эмоционально. После этого арт-терапию стали использовать для коррекции нарушений у детей.


Метод оказывает помощь людям, имеющим .

  1. Психические расстройства, такие как тревога, депрессия, фобии или склонность к агрессии.
  2. Расстройства аутистического спектра;
  3. Насильственные события из жизни, такие как развод родителей или уход любимого человека.
  4. Поведенческие трудности, такие как агрессивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с социализацией.
  5. Проблемы с когнитивными функциями, такие как дислексия, дискалькулия и задержка психического развития.

Арт-терапию используют для людей разного возраста. Работа со цветами, формами и фактурами:

  • Снимает напряжение, стресс и тревогу;
  • Способствует выражению чувств, потребностей и общению с внешним миром при помощи изображений.
  • Устраняет нежелательные действия и формирует самообладание.
  • Повышает концентрацию, внимание, память и способность мыслить пространственно.

В арт-терапии важное значение имеет сам процесс, а не достигнутый итог. Задача не в создании красивого произведения искусства, будь то картина или фигурка из пластилина, а в выражении внутреннего состояния, поэтому умение рисовать не играет роли.

2. Нейропсихологический подход

Нейропсихология возникла на пересечении психологии, медицины, физиологии и неврологии. В середине XX века Александр Лурия исследовал взаимосвязь работы мозга и протекания психических процессов. Он установил: некорректная деятельность отдельных зон головного мозга нарушает поведение, речь, внимание, память и когнитивные возможности.

Применение этого подхода направлено на помощь детям с…

  • Задержка психического и речевого развития;
  • Нарушения внимания и гиперактивность;
  • Проблемы с учёбой, такие как дислексия, дисграфия и дискалькулия;
  • Расстройство аутистического спектра;
  • Эмоционально-волевые нарушения;
  • Травмы головного мозга или неврологические нарушения, возникшие во время родов.

Для устранения нарушений используют упражнения, игры и инструменты, способствующие усилению связей между нейронами и полушариями мозга.

Межполушарные упражнения. Для этого используют тренажеры — межполушарные доски, или лабиринты рук. Это доска из дерева или пластика, разделенная на две части — на каждой из них рельефный лабиринт. Ребенок обеими руками одновременно перемещает по нему предметы, например шарики.

Зеркальное рисование функционирует по такому же принципу. Лист разрезают пополам, в обеих руках берут карандаш, ручку или фломастер и на каждой стороне рисуют одну и ту же фигуру: например, круг, треугольник, квадрат.


О المزيد упражнений для развития, и как их выполнять, читайте в статье. по ссылке.


Сенсорные стимуляции. Например, применяют упражнения с аппликаторами Ляпко — ковриками и валиками, имеющими металлические иглы. Этим стимулируется деятельность нервных окончаний в коже.

Тактильные панели. Предлагаются поверхности разной фактуры: гладкие, шершавые, мягкие и колючие. Ребенку предлагается закрыть глаза, потрогать материал и назвать его. Это упражнение тренирует осязание и мелкую моторику.

Дети, работающие с нейропсихологами, постепенно испытывают облегчение в учебе, общении и выполнении бытовых дел. У них растет уверенность: не ленятся или не ведут себя плохо — так устроена их нервная система, а это можно корректировать регулярными тренировками.

3. Сенсорная интеграция

Основоположник метода — врач-невролог Жан Айрес. В 1960-х годах она изучала обработку сенсорной информации мозгом. Айрес заметила, что некоторые дети, особенно с нарушениями развития, неадекватно воспринимают сенсорные стимулы. В результате это влияет на поведение, выражение эмоций и обучение. Рассмотрим симптомы, которые указывают на необходимость терапии:

  • Может быть слишком чувствителен или нечувствителен к раздражителям, например, пугается громких звуков или яркого света, или же совсем не ощущает боль, не обращает внимания на температуру или прикосновения.
  • Часто роняет предметы, неуверенно ходит, затрудняется с завязкой шнурков, застегиванием пуговиц и поддержанием равновесия на одной ноге.
  • Страдает от неприятных ощущений при контакте с определенными материалами и поверхностями: не идёт босиком по траве, песку и земле, избегает одежды из шерсти.
  • Имеет склонность к избыточному восприятию ощущений или от него уклоняется. К примеру, часто подпрыгивает или испытывает страх при покачивании на качелях.

Осязание, обоняние и зрение — естественные процессы, но у этих детей происходят нарушения. Сенсорная интеграция помогает лучше воспринимать и обрабатывать информацию от органов чувств.

Цель дефектолога — поместить ребенка в среду, воздействующую на чувства. Для этого применяют специальное оборудование, например, сенсорно-динамический зал.
Занятия в нем развивают вестибулярную систему, ощущение прикосновений, зрение, слух, двигательные навыки и проприоцепцию — чувство своего тела в пространстве.

Сенсорно-динамический зал предназначен для развития детей с помощью физических упражнений, таких как балансировка и тренировки координации. Программа занятий учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка, чтобы занятия были максимально полезными.


О занятиях для детей с нарушениями сенсорной интеграции подробно बताया… этом материале.


4. АВА-терапия

АВА-терапия — метод, помогающий детям улучшить поведение и освоить новые навыки. Задача терапии — научить вести себя соответствующим образом в обществе: сидеть спокойно в общественном месте, одеваться самостоятельно, не выбегать на дорогу, а также развивать навыки общения и самообслуживания.

Методика основана на идеях бихевиоризма, области психологии, изучающей поведение. Фредерик Скиннер, один из основоположников ABA-терапии, доказал возможность управления поведением. Для этого применяют поощрение полезных действий и наказание нежелательных. Например, Скиннер проводил эксперименты с животными: крыса, нажимая рычаг и получая пищу (положительное подкрепление), быстрее училась повторять это действие.

Доктор Ивар Ловаас внес вклад в развитие ABA-терапии, применяя её для работы с детьми с аутизмом в 1970-е годы. Ловаас разработал программу, помогавшую им взаимодействовать с окружающим миром и обслуживать себя без помощи взрослых. После этого методику стали применять для помощи пациентам, у которых:

  • Задержки психического и речевого развития;
  • Проявления нежелательного поведения – разрушительные, агрессивные поступки, привычные шаблоны или повторяющиеся движения, нервные tic.
  • Интеллектуальные нарушения.

Главным инструментом АВА-терапии является позитивное подкрепление. При выполнении ребенком желаемого действия его вознаграждают: хвалят, предлагают сладость или любимую игрушку. Со временем частоту поощрений уменьшают, а нужное поведение переходит в привычку.

ABA-терапия построена индивидуально для каждого ребенка. Иногда полезно игнорировать нежелательное поведение, а иногда — заменять его на полезное. Если ребенок долго справляется без нежелательных действий, например, перестает кусаться или биться головой об пол, его поощряют и таким образом закрепляют подходящее поведение.

5. Стабилометрия

Стабилометрия позволяет оценить способность человека сохранять равновесие и скорректировать его при нарушениях.

Первоначально данный вид терапии применялся для реабилитации взрослых после травм и инсульта. Затем его начали использовать при работе с детьми, имеющими:

  • Детский центральный паралич;
  • Люди с расстройством аутистического спектра иногда не чувствуют границ и движения своего тела.
  • Потеря равновесия и координации проявляется частыми падениями, столкновениями с предметами или людьми.
  • Проблемы с вестибулярным аппаратом приводят к головокружению и затруднениям при ходьбе по неровной местности.
  • Проблемы с осанкой и сколиоз происходят из-за неравномерного распределения нагрузки на мышцы.
  • Ребенок развивает моторику медленнее, чем его ровесники, и позже начинает ходить, бегать или прыгать.
  • Гиперактивность и проблемы с концентрацией.

Стабилометрию проводят на специализированной платформе, оснащенной датчиками для регистрации движений тела. Ребенок, находясь на платформе, выполняет задачи, такие как поддержание равновесия с зажмуренными глазами или стояние на одной ноге.

Стабилометрия помогает обнаружить проблемы с координацией. Специальные упражнения, используемые в рамках стабилометрии, способствуют развитию баланса, улучшению осанки и точности движений. В результате ребенок становится активнее и увереннее во время ходьбы, бега и игр с другими детьми.

Главное в статье

Современные методы коррекционной работы помогают детям преодолевать разнообразные проблемы: от трудностей обучения до поведенческих расстройств. Цель всех этих методов — помочь ребенку не только адаптироваться среди сверстников и в обществе, но и обрести уверенность в себе, реализовать свой потенциал.

Методы отличаются друг от друга, но все направлены на поддержание и развитие важных навыков. В коррекции не устраняют «недостатки», а формируют среду, где ребёнок гармонично развивается, справляется с трудностями и реализует свои способности.


Материалы по теме:

  • Психотерапевтические подходы: виды и пути обучения.
  • АВА-терапи: всеобъемлющий метод корректировки поведения ребенка с трудностями.
  • В семье сказка — это лекарство.