Специализированные школы: как они устроены и каким детям подойдут
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Гарантируют ли школы с углубленным изучением предметов высокий уровень образования? Надо ли стремиться устроить туда ребенка «во что бы то ни стало»? На эти вопросы отвечает Марина Моисеева, кандидат педагогических наук, бывший директор московской школы № 1540 и автор книги «Как выбрать школу для ребенка».

Как устроены спецшколы

Когда-то, еще в советские времена, на табличках при входе в школу можно было увидеть что-то типа «Школа номер 14 с преподаванием ряда предметов на английском языке». Это были так называемые «английские спецшколы». Я училась в одной из них, но никакие предметы на иностранном языке у нас не преподавались. Зато английский язык был с первого класса, и по расписанию его было намного больше, чем в обычных школах. 

Сегодня вы вряд ли увидите в названии образовательной организации словосочетание «специализированная школа». Теперь это  обычные государственные школы с номером или очевидным названием, которое давно стало брендом. Ведь когда московские школы объединились и превратились в образовательные комплексы, часть из очень известных в прошлом школ просто растворилась, потеряла свою индивидуальность. А в некоторых случаях — традиции и сложившуюся систему углубленного преподавания предметов. 

В новых условиях они уже не смогли принимать детей в первые классы через сложную систему входного тестирования и собеседований. Туда пошли дети из детских садиков в составе образовательных комплексов и из микрорайона. Не все из них способны изучать предмет — иностранный язык, математику — на углубленном уровне, но их родители хотели, чтобы ребенок учился именно в этой школе. Как следствие — качество обучения снизилось. 

Известные спецшколы с сильными традициями принципиально не создают начальные классы и уж, тем более, не присоединяют к себе детские сады. Они вошли в реорганизацию и вышли из нее практически без изменений, ничего не потеряв. Они принимают на обучение детей только с определенного возраста, например, с седьмого класса, но зато в строгом соответствии с действующими законами.  Практически в каждой из этих образовательных организаций, независимо от того, на преподавании каких предметов они специализируются, будет следующее:

• детей из других школ принимают только по специальным внутренним правилам поступления;

• учебные планы сориентированы на углубленное изучение ряда предметов (их будет больше по количеству часов в неделю);

• специализация называется профилем, а обучение, соответственно, предпрофильным (8-9 классы) или профильным (10-11 классы);

• часть занятий по углубленному изучению профильных дисциплин осуществляется на платной основе через систему дополнительного образования во вторую половину дня;

• ученики более активно, чем в других школах, принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, занимаются проектной и исследовательской деятельностью.

Учиться в такой школе очень престижно: есть шанс, что уровень подготовки будет более высокий, а результаты на выпускных испытаниях и при поступлении в вузы выше. Но эти образовательные учреждения подойдут не всем.

Кому стоит учиться в спецшколе

В спецшколах, например, в хорошо известных физматшколах, учиться очень непросто. Если семья мечтает отдать туда ребенка, но он явно «не тянет», родители берут репетитора, который натаскивает его на прохождение вступительных тестов. Парадокс в том, что даже прорвавшись на обучение в такую школу, ребенок все равно не сможет в ней учиться. Либо ему придется постоянно заниматься с репетитором по предметам специализации. 

Любая спецшкола — это высокие требования к интеллекту и мотивации ребенка, который будет углубленно изучать этот предмет. Это фактически разновидность «спорта высоких достижений». Любимым предметам придется заниматься очень серьезно, добиваться высоких результатов на мониторингах, экзаменах, олимпиадах и т.д. Это большой интеллектуальный труд, высокий уровень самоорганизации и самоконтроля, нацеленность на результат. В некоторых случаях — полная эмоциональная и интеллектуальная погруженность в предмет изучения, но это уже вопрос, связанный с одаренностью. 

Если ребенок на самом деле не хочет учиться в такой школе и с такими нагрузками, а решение поступить в школу продиктовано исключительно амбициями родителей и престижностью школы, то ожидаемого результата не будет. Даже при поддержке команды лучших в городе частных репетиторов ребенок будет чувствовать себя слабее других детей, а в результате через какое-то время, так и не добившись успеха, из школы придется уходить. Подумайте заранее, нужно ли это вашему ребенку. Готов ли он вкалывать и так ли уж сильно заинтересован предметом?


Источник