Оценивать качество условий образовательной деятельности необходимо с учетом различающихся параметров и характеристик в регионах России. Об этом рассказали участники сессии в рамках деловой программы Московского международного салона образования 10 апреля.
Фото с сайта ММСО
В ходе обсуждения эксперты обратили внимание, что при проведении оценки качества условий образовательной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей и факторов, которые значительно влияют на сферу в каждом регионе. В частности, заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский отметил, что по данным недавнего исследования в рамках Индекса образовательной инфраструктуры, максимальная разница в степени обеспеченности регионов образовательной инфраструктурой – полтора раза:
«Вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ мы проанализировали все регионы по наличию, доступности и качеству образовательной инфраструктуры и обнаружили неравномерность развития образовательной инфраструктуры в регионах. Результаты исследования показали, что максимальная разница в степени обеспеченности регионов образовательной инфраструктурой – полтора раза».
Спикер отметил, что необходимо учитывать социально-экономические условия, которые различаются в регионах, а также компоненты современной образовательной среды, в том числе физическое и цифровое пространство, структуру образовательной программы:
«Совместно с МГПУ и Всемирным банком мы провели исследование с целью выявить группы показателей и компонентов, из которых состоит эта среда, с учетом российского и международного опыта. Крайне важно, как воспринимают эту среду учителя, родители, руководители учебных учреждений», – подчеркнул Максим Лозовский. – Кроме того, для определения качества можно выделить четыре группы, в которые входят такие показатели, как академические результаты, школьное благополучие, способность показывать высокие результаты несмотря на окружающую среду (академическая резильентность)».
Участники согласились, что с учетом различий в сфере каждого региона, для анализа и оценки требуется определенный ориентир, допускающий вариативность на уровне региона. Об этом рассказала директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения РФ Анна Хамардюк:
«Безусловно, есть сложность в неравномерности распределения уровня квалифицированных специалистов по субъектам Российской Федерации. Важно иметь ориентир, а не единый шаблон или анкету, поскольку регионы действительно все разные по параметрам и характеристикам. Все что касается условий образовательной деятельности, должно иметь свой инвариант, но также и ту вариативную часть, которая формируется на уровне региона».
Кроме того, возникает вопрос, как оценивать удовлетворенность качеством образовательной деятельности учреждений. По мнению ректора Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ольги Красношлыковой, для выявления такого показателя может быть полезна определенная модель: «Мы предлагаем подход в части соотнесения ожиданий потребителя образовательных услуг с теми результатами, которые они получают при реализации закона».
По итогу дискуссии эксперты сошлись во мнении, что такая оценка в любом случае должна проводиться для повышения качества системы образования и быть доступна широкому кругу участников:
«Родителям важно, в какие условия попадает их ребенок, находясь в школе. Эти условия важно оценивать, и сам факт предоставления такой возможности – задача собственно закона, который подводит единую черту и знаменатель для всей социальной сферы, – объяснила Анна Хамардюк. – «Мне кажется, общественные советы играют в этом контексте ключевую роль. Поскольку мы говорим не только о формировании показателей, работы с инструментарием, но и о работе с теми гражданскими институтами, которые в регионе на уровне муниципалитета начинают оформляться».
Подписаться на канал «Российский учебник»
Партнерский материал