Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Когда в классе появляется особенный ребенок, у учителя возникает множество вопросов. Как включить ученика в образовательное пространство? Как организовать процесс сопровождения? Как уделять внимание всем детям, но не лишить при этом помощи особенного ученика? Вместе с экспертами НИИДПО разбираем 4 реальные ситуации, которые дадут ответ на эти и другие частые вопросы педагогов.
1. Родители отказываются от ПМПК
Мальчик Артём, 7 лет, 1 класс. Задания выполняет только под контролем учителя. Во время урока может выйти из класса, задирает одноклассников, большую часть урока сидит не за партой, а под ней. Преобладают игровые интересы. Программу по основным предметам усваивает с большим трудом. Мама ребенка отказывается от ПМПК. Как действовать педагогу в этом случае?
Объясните родителям, что ПМПК не повесит на ребенка ярлык, а позволит выстроить процесс обучения более эффективно. Ключевая задача комиссии — выявить причину трудностей и рекомендовать ребенку такую образовательную программу, которую он успешно освоит. Она будет учитывать индивидуальные возможности и способности, поможет раскрыть его потенциал.
Заключение ПМПК в обязательном порядке исполняет образовательная организация. Но следовать или не следовать ее предписаниям для родителя — дело добровольное. Кроме того, заключение ПМПК может быть пересмотрено.
2. Родители учеников настроены против ребенка с ОВЗ
Ярослав, 8 лет, 2 класс. Мальчика перевели во 2 класс массовой школы. Он неусидчив, срывает уроки, ведет себя вызывающе. Ребенок проходит процесс адаптации, с ним работают специалисты службы психолого-педагогического сопровождения школы, есть положительная динамика. Но не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с таким инклюзивным ребенком, своих детей также настраивают против Ярослава, атмосфера в коллективе накаляется.
Людям свойственно бояться неизвестного. Поэтому задача педагога — провести просветительскую работу, и начать с азов. Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретного ученика.