Учителя, дышите полной грудью!
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Размышления гештальт-психолога Ольги Некрасовой о том, как психология способна стать для педагогов ключом к трансформации в профессии.

Чем школа сегодня может привлечь детей? 

Конечно, не тем, что научит их читать и писать, не тем, что даст им необходимый минимум знаний. Очевидно, что за последнее десятилетие школа потеряла монополию на образование: она не выдерживает конкуренции с тоннами образовательных платформ, сайтов, блогов и других источников информации.

Единственный ценный ресурс, который есть у школы и благодаря которому она может снова стать привлекательной, — это люди, которые в ней работают, то есть учителя.

Вместе с трансформацией образования меняются и перерастают во что-то большее отношения «учитель — ученик». Школьники, особенно подростки, заявляют: они нуждаются в учителе-наставнике, хотят видеть перед собой личность, способную вдохновлять. Человека, который готов их выслушать и помочь им почувствовать себя значимыми. Вот таким, по мнению детей, должен быть современный педагог! 

Звучит как вызов, правда?

Лекция главного редактора «Педсовета» Сергея Сафронова о том, почему педагогу важно быть психологом, специалистом по мозгу и отношениям

 

На это многие учителя скажут: «Миссия невыполнима. У нас не преподавание, а гонка на выживание: мы решаем организационные вопросы, пишем планы, проверяем контрольные, повышаем квалификацию. Пытаясь все успеть, мы несем работу домой. У нас нет личной жизни и не хватает времени, чтобы просто посмотреть ученику в глаза. А вы говорите о каком-то «выслушать, вдохновить, наставить…»

Да, работа педагога не только в России, но и во всем мире — тяжелый труд. И в первую очередь, с эмоциональной точки зрения. 

Учителя в основной массе — это люди с развитой эмпатией. Они принимают чужие проблемы близко к сердцу. Особенно молодые педагоги, которые только пришли в школу и движимы желанием изменить мир через образование. В таких условиях выгорание наступает очень быстро. 

Учителя постоянно работают для других. Им так часто приходится использовать свои эмоциональные резервы, пропускать через себя чужие проблемы, что они быстро истощаются. Это называется «вторичная травма» или «усталость от сострадания». А если она накладывается на материальную неудовлетворенность, на конфликты внутри школы, то это толкает учителя на то, чтобы вообще уйти из профессии. 


Источник