Фото: Марина Битянова/ Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Школьное здание перестает быть только инженерным сооружением. Теперь это составляющая образовательного процесса. Сегодня, когда методист садится за разработку учебного курса, он думает еще и том, как лучше расставить парты и где проводить занятие: в классе, рекреации или даже на улице. Как формировать образовательное пространство и почему это важно, «Педсовету» рассказала Марина Битянова — директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», эксперт в области психологии образования.
Образовательное пространство: что это и почему важно
Образовательное пространство — это все то, из чего состоит школа. Это архитектура здания, внутренние планировки, размеры класса, мебель, оборудование. Все эти составляющие взаимосвязаны и влияют на обучение.
Еще лет 30 назад нас мало беспокоил размер вестибюля в школе. Зашли в здание — и бегом дальше, по своим делам. Сейчас ситуация поменялась. В 21 веке, который называют эпохой большого дизайна, человек не столько познает мир, сколько в нем обустраивается. Поменялось представление о том, каким должно быть место, где мы живем, учимся и работаем. Человеку захотелось свободного, функционального, наполненного воздухом пространства, которым получается управлять и трансформировать под свои нужды. Это общая культурологическая тенденция, которая затронула и образование.
Перемены начались совсем недавно: восемь—десять лет назад. Если посмотреть на проекты новых школ, мы увидим очевидный прогресс: мы уходим от традиционных школьных зданий, больше похожих на фабрики, к учебным корпусам совсем другого типа.
Проект лицея в Павловске