Вильгельм Гауф, Холодное сердце: психологический разбор сказки
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

На примере сказки Вильгельма Гауфа психолог Елизавета Филоненко объясняет, как происходит психологическое взросление человека и что может дать силы и уберечь от ошибок на этом сложном пути.

Краткое содержание

У бедного угольщика из Шварцвальда, Петера Мунка, умирает отец. Герой начинает тяготиться малодоходным и непочетным ремеслом, которое он унаследовал. Чтобы исправить свое положение, он решает обратиться за помощью к волшебникам.

В тех краях живут два лесных духа: добрый покровитель людей Стеклянный Человечек и суровый коварный великан Михель Голландец. Оба они покровительствовали людям, но ходятили слухи, что Михель дает богатство только за непомерную плату. 

Сперва Петер решает вызвать доброго духа леса — Стеклянного Человечка. Тот выполняет два его желания, а третье оставляет на будущее. Петер загадывает хорошо танцевать и всегда иметь в кармане столько же денег, сколько у знаменитого городского игрока. Второе желание — иметь стекольный завод. Добрый дух упрекает Петера в глупости и корысти, призывает одуматься, но герой не обращает внимания.

Петер начинает все время проводить за игровым столом. Он не знал стекольного дела и вскоре разорил стекольный завод. Однажды у самого богатого игрока города не оказалось в кармане денег, и Петер остается ни с чем.

После разорения он вступает в сделку с Михелем Великаном: получает деньги в обмен на сердце. Вместо него в груди у героя поселяется камень.

Без сердца Петер утрачивает способность радоваться, быть счастливым и любить. Пытаясь заполнить пустоту, он все больше увеличивает свой капитал, но все напрасно. Затем он женится, но и это не приносит ему радости. В порыве злобы герой убивает свою жену. В этот момент перед ним появляется Стеклянный Человечек и угрожает его уничтожить, если тот не раскается. 

Через семь дней Петер приходит к Стеклянному Человечку с третьим желанием — вернуть свое живое сердце. И добрый дух объясняет ему, как обманом получить его у Михеля.

Петеру приходится перенести суровые испытания: великан стремиться напугать его, насылает опасные стихии, чтобы сердце не выдержало. Но храбрый Петер не сдается, и неведомая сила выносит его за пределы владений Михеля, а сам великан становится маленьким как червяк.

Петер возвращается к Стеклянному Человечку и просит одного: закончить свою постыдную жизнь. Но добрый дух, видя его искренне раскаяние, возвращает ему мать и жену. Петер начинает жизнь с чистого листа. А когда у героя рождается сын, Стеклянный Человечек преподносит ему последний подарок: шишки, который герой находит в лесу, превращаются в деньги.

Комментарий психолога

История начинается со смерти отца Петера. Символически это означает, что герой теряет прямой образец для подражания, и его личность начинает развиваться автономно. Петер задумывается о своей жизни, о своей роли в ней, и ему не нравится, что он видит.

У угольной ямы Петер осознает, что его положение ничтожно. Он долго думает и находит выход из ситуации — волшебный «социальный лифт». Он решает, что надежнее всего попросить помощи у духов. Его первые и самые незрелые мысли о процветании связаны с внешней помощью и чудесами, а не личным трудом.

Три главные героя сказки символизируют три части психики человека:

  • Петер — самосознание (эго);
  • Великан Михель — бессознательное;
  • Стеклянный Человечек — культурные предписания, мораль (суперэго).

Вначале Петер обращается к Стеклянному Человечку, то есть выбирает традиционный путь, правил, одобряемого развития. Добрый дух — покровитель стеклодувов. Это люди, которые в огне создают ценные и хрупкие предметы. В этом сущность культурных достижений: они ценные, хрупкие, сложно создаются и легко разбиваются. 

Добившись внимания Стеклянного Человечка, Петер получает стартовый капитал, который одновременно и возможность, и испытание. Добрый дух не дает деньги просто так: он заставляет Петера высказать конкретное желание, побуждает к осознанному выбору своего пути.

Когда Петер получает завод, деньги и талант танцора, он очень скоро все проматывает. Почти всегда так происходит с внешним ресурсом: с тем, что нам достается от природы и родителей. Красота, талант, богатство родителей часто оказывается не трамплином, а снотворным, благодаря которому человек расслабленно потребляет, не вкладываясь в развитие самого себя.

Внешний ресурс истощается быстро, а внутренний — личные умения — человек не создал. Все блага были для Петера и возможностью, и испытанием. Которое он не прошел. 

Когда к Петеру приходит сознание расплаты за лень и глупость, он обращается к темным частям своей натуры, которые символизирует Михель. Он — покровитель плотогонов и лесорубов, выносливых и сильных людей. Эта работа — символ освоения мира, дерзости, но одновременно и разрушения. Михель дает деньги, но забирает сердце Петера.

В реальной жизни это значит, что попав в тяжелую ситуацию и обратившись во власть инстинктов выживания, человек может украсть, предать, обмануть, убить. Выгода в обмен на сердце, которое не позволило бы пойти на преступление. И Петер становится страшным человеком: жестоким, влиятельным, богатым.

Важный психологический нюанс: когда человек подавляет часть эмоций, психика гасит и все остальные. Все ощущается как-то вполсилы, будто подернуто пылью. А негативные эмоции по-прежнему сильны. Попытки избежать негатива не делают человека счастливее: неприятные эмоции все-равно просачиваются через защиту. Что доказывает история Петера, который в порыве гнева убивает жену. 

На протяжении всей сказки Петера — осознанное начало психики человека — мотает во все стороны: от попытки примкнуть к традиции до полного мрака и власти инстинктов. Но в переломные моменты он становится сильнее, делает свой выбор. То есть встает на путь осознанного управления самим собой.

Петер раскаивается и просит помощи у Стеклянного Человечка. У традиции и культуры всегда есть путь укрощения зла. Главный герой проходит испытание страхом — самым разрушительным чувством для человека — и в конце сказки оказывается в принципиально иной позиции. Он приобретает отношения и начинает их ценить. Именно ими Петер с легкостью пожертвовал в погоне за деньгами. И именно эту ошибку совершают те, кто, делает карьеру в ущерб близким.


Источник