Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Экологическая ответственность выходит за рамки раздельного сбора отходов и осознанного подхода к покупкам. Ключевым моментом является заботливое отношение ко всему природному миру, которое необходимо прививать с самого детства. Виктория Агжигитова и Татьяна Шпыг Представлены экологические игры, способные укрепить знания о природе и обучить навыкам формулирования простых выводов и рассуждений.

1. «Четвертый лишний»

Взрослый перечисляет несколько птиц, зверей или цветов, но сознательно допускает одну неточность, которую ребёнок обязан уловить. ворона, воробей, муха, снегирь. Ребенок хлопает в ладоши, заметив ошибку: в этом случае слово «муха».

2. «Бывает, не бывает»

В этой игре требуется мяч, но можно играть и без него.


Взрослый подбрасывает мяч ребёнку и говорит фразу, на которую малыш отвечает: «бывает» или «не бывает». Например: «Иней летом».

3. «Закончи предложение»

Эта игра развивает умение видеть связь между причинами и следствиями.

Ведущий начинает предложение, указывая на факт, и малыш должен закончить предложение, сказав причину. «Мы надели теплые шапки, потому что…», ребенок продолжает: «стало холодно» или «на улице мороз».

4. «Хорошо-плохо»

Задача — укрепить знания правил поведения в природных условиях.

Взрослый демонстрирует ребенку картинку с определенной ситуацией, побуждая его подробно описать происходящее и высказаться о ее положительных или отрицательных сторонах. Затем следует обсуждение причин благоприятного или неблагоприятного характера действия на изображении, а также его потенциального вреда или пользы.

В игре подойдут любые изображения из сети. такие.

5. «Цепочка»

Взрослый называет предмет живой или неживой природы, а дети по очереди перечисляют его характеристики.

6. «Да или нет»

В данной игре ответы возможны лишь «да» или «нет».
Ребенок думает о каком-либо животно или растении, а остальные участники пытаются угадать его, задавая вопросы.
«Это животное ложится в спячку?» или Может ли эта птица откладывать яйца в гнёзда других птиц?

7. «Я знаю»

Взрослый говорит название группы, например «птицы» или «деревья», а ребенок называет пять предметов из этой группы, начиная фраз… «Я знаю пять названий…».

8. «Птица, рыба, зверь»

Игра «Я знаю» представлена в еще одном варианте. Взрослый передаёт ребенку мяч и произносит название класса (птица, рыба, зверь). Ребенок, поймав мяч, называет представителя данного класса и возвращает мяч. Например: птица — воробей, рыба — щука.

9.«Земля, вода, воздух»

Ведущий передает мяч ребенку и говорит название природного объекта. Ребенок отвечает названием стихии, к которой относится этот объект. Например: сорока — воздух, волк — земля, дельфин — вода.

10. «Вершки и корешки».

Взрослый произносит название овоща, а ребёнок руками демонстрирует его месторасположение: например, тыква — руки вверх, так как растет она над землёй; морковь — руки вниз, так как растет в земле.


Материалы по теме:

  • Пять мультфильмов о бережном отношении к природе от русских режиссёров.
  • Шестнадцать книг, способствующих формированию у детей бережного отношения к природе.
  • Образование по охране окружающей среды в Российской Федерации: трудности и пути выхода из ситуации.