
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Экологическая ответственность выходит за рамки раздельного сбора отходов и осознанного подхода к покупкам. Ключевым моментом является заботливое отношение ко всему природному миру, которое необходимо прививать с самого детства. Виктория Агжигитова и Татьяна Шпыг Представлены экологические игры, способные укрепить знания о природе и обучить навыкам формулирования простых выводов и рассуждений.
1. «Четвертый лишний»
Взрослый перечисляет несколько птиц, зверей или цветов, но сознательно допускает одну неточность, которую ребёнок обязан уловить. ворона, воробей, муха, снегирь. Ребенок хлопает в ладоши, заметив ошибку: в этом случае слово «муха».
2. «Бывает, не бывает»
В этой игре требуется мяч, но можно играть и без него.
Взрослый подбрасывает мяч ребёнку и говорит фразу, на которую малыш отвечает: «бывает» или «не бывает». Например: «Иней летом».
3. «Закончи предложение»
Эта игра развивает умение видеть связь между причинами и следствиями.
Ведущий начинает предложение, указывая на факт, и малыш должен закончить предложение, сказав причину. «Мы надели теплые шапки, потому что…», ребенок продолжает: «стало холодно» или «на улице мороз».
4. «Хорошо-плохо»
Задача — укрепить знания правил поведения в природных условиях.
Взрослый демонстрирует ребенку картинку с определенной ситуацией, побуждая его подробно описать происходящее и высказаться о ее положительных или отрицательных сторонах. Затем следует обсуждение причин благоприятного или неблагоприятного характера действия на изображении, а также его потенциального вреда или пользы.
В игре подойдут любые изображения из сети. такие.
5. «Цепочка»
Взрослый называет предмет живой или неживой природы, а дети по очереди перечисляют его характеристики.
6. «Да или нет»
В данной игре ответы возможны лишь «да» или «нет».
Ребенок думает о каком-либо животно или растении, а остальные участники пытаются угадать его, задавая вопросы. «Это животное ложится в спячку?» или Может ли эта птица откладывать яйца в гнёзда других птиц?
7. «Я знаю»
Взрослый говорит название группы, например «птицы» или «деревья», а ребенок называет пять предметов из этой группы, начиная фраз… «Я знаю пять названий…».
8. «Птица, рыба, зверь»
Игра «Я знаю» представлена в еще одном варианте. Взрослый передаёт ребенку мяч и произносит название класса (птица, рыба, зверь). Ребенок, поймав мяч, называет представителя данного класса и возвращает мяч. Например: птица — воробей, рыба — щука.
9.«Земля, вода, воздух»
Ведущий передает мяч ребенку и говорит название природного объекта. Ребенок отвечает названием стихии, к которой относится этот объект. Например: сорока — воздух, волк — земля, дельфин — вода.
10. «Вершки и корешки».
Взрослый произносит название овоща, а ребёнок руками демонстрирует его месторасположение: например, тыква — руки вверх, так как растет она над землёй; морковь — руки вниз, так как растет в земле.
Материалы по теме:
- Пять мультфильмов о бережном отношении к природе от русских режиссёров.
- Шестнадцать книг, способствующих формированию у детей бережного отношения к природе.
- Образование по охране окружающей среды в Российской Федерации: трудности и пути выхода из ситуации.