Фото: img.freepik.com

В день можно выделить время для чтения книг. Больше сложностей вызывает поиск интересной и полезной литературы в большом объёме информации. Для загруженных работой учителей собрано всё самое интересное в одной статье. При выборе книг ориентировались на рейтинг и отзывы российских читателей. Авторы отвечают на вопросы о сохранении здравого смысла при общении с подростками, о том, почему талантливый ученик не всегда праздник для всего класса, о том, как сохранить здоровье годами работы в школе, и на другие темы, волнующие учителей.

Лемов Д. «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей»

Известный американский педагог и исследователь Дуг Лемов считает преподавание самой важной и сложной работой в мире. По его мнению, эффективное обучение — это искусство, а за успехом опытных учителей стоит упорный труд и внимание к мелочам.
После посещения тысяч уроков высококвалифицированных преподавателей из обычных школ автор разработал набор из 49 техник, которые, как он считает, определяют успех учителя и успеваемость его учеников. Российские педагоги считают издание очень полезным, но признают: не все описанные методики реально применять в отечественных условиях.

Джуди Дирксен «Искусство обучения. Как сделать любое обучение увлекательным и результативным».

«Не прекращайте задавать себе вопросы „Почему?“ и „Что плохого случится, если этого не будут знать?“, чтобы определить настоящую цель обучения», — советует Джуди Дирксен, преподаватель и независимый консультант в области электронного образования. В книге она описывает базовые принципы педагогики и основы.


Автора заинтересовала когнитивная психология, которая, как она считает, сделает учебный процесс максимально полезным и увлекательным. Автор делает акцент на грамотном создании условий обучения и отборе информации. Российские читатели оценили книгу положительно, но иногда критикуют автора за излишнюю простоту изложения.

Питер Грей «Воля к знаниям. Битва с системой».

Психолог Питер Грей выступает против традиционной школы, считая игрой лучшей методикой обучения детей. Для успешной жизни в быстро меняющемся мире ребенку нужна свобода учиться и раскрывать свои интересы, утверждает Грей.
Он предлагает отказаться от деления на группы по возрасту, поощрять самообучение, давать возможность играть и исследовать мир, в том числе без взрослых. По мнению автора, именно самостоятельности и возможности делать что-то без опеки взрослого не хватает современному ребенку. Книга спорная и неоднозначная, но дает массу поводов для размышления.

Кэрол Дьюк «Упругое сознание. Новое видение психологии взрослого и детского развития».

Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфордского университета, является ведущей мировой экспертом в области мотивации и личностного развития. В книге автор рассматривает мысль о том, что интеллект и талант не гарантируют успеха и могут даже препятствовать развитию личности. По мнению Кэрол Дуэк, избыточная похвала может поставить достижения под угрозу, а ошибки и неудачи, наоборот, являются стимулом для дальнейшего развития. Установка на рост, пишет она, формирует любовь к постоянному обучению и устойчивость к трудностям и неудачам. Кэрол Дуэк предлагает проверить свою теорию на практике.

Хосе Антонио Марина «Развитие способностей»

Хосе Антонио Марина, испанский философ, писатель и педагог, исследует вопрос талантов в своей книге. По его мнению, у каждого есть «базовый» талант. В работе рассматриваются особенности дарований и способы содействия развитию сильных сторон детей с раннего возраста. Каждая глава делится на 4 части, которые постепенно переходят от теории к практике. Сложный слог и терминология стали недостатками книги для некоторых российских читателей.

Елена Щебланова «Неудачники-одарённые ученики»

Современный российский взгляд на трудности развития таланта. Учитель сталкивается с детьми, у которых способности остаются неразвитыми из-за социальных и эмоциональных проблем. Автор книги более двадцати лет занималась выявлением и развитием детских талантов в московской гимназии «Созвездие». Теперь она рассказывает читателям, как выявить одаренного ребенка и помочь ему раскрыть свои таланты, развить социальные навыки. Читатели отмечают, что книга полна оптимизма.

Нина Джексон «Учитель — класс! Работа с непослушными детьми, затруднениями со стороны родителей и радость от профессии».

Книга известного в Великобритании педагога и международного консультанта по образованию — сборник ответов на острые проблемы учителей: неуспех учеников, сопротивление коллег новым методам и безразличие родителей. Каждой проблеме посвящена отдельная глава. В числе актуальных вопросов — работа с детьми с дислексией, СДВГ и аутизмом. Нина Джексон собрала приемы и советы из личного опыта для коллег из разных стран. Например, объятия у нее становятся инструментом обучения терпимости. В книге есть плей-листы с музыкой для лучшего усвоения материала и перечень мобильных приложений для урока, ведь детям нравятся игры на телефонах.

Адель Фабер и Эйлен Мазлиш «Как говорить с детьми о том, чтобы учиться».

Молодая учительница Лиз Ландер стремится пробудить желание учиться у непослушных учеников… С такой вымышленной героиней американские психологи Адель Фабер и Эйлен Мазлиш отправляются в путешествие по закоулкам детского сознания. Основой всех советов авторов является мысль: если взрослый пренебрежительно относится к чувствам школьника, то тот теряет интерес к учебе. На примере нескольких ситуаций авторы показывают, как учитель может грамотно действовать вместо того, чтобы критиковать, игнорировать или бесконечно советовать ребенку. В России книгу в основном читают родители и говорят, что советы из неё действительно им пригодились, хотя не все подходят для нашей культуры.

Антоний Вульф «Ребенок или чудище? Как воспитывать подростков в современном мире»

Сборник советов по общению с подростками, сохраняя при этом здравый смысл. В каждом человеке есть ребенок и взрослый. Подростки не всегда контролируют «ребенка» внутри себя, но стремятся быть принятыми как взрослые. Взрослым при общении с ними иногда трудно оставаться сдержанными. Цель родителей и педагогов — разумно сопровождать взросление: оставлять пространство для подросткового «ребенка» и помогать развить его «взрослость». Вулф отвечает на конкретные вопросы учителей и родителей о том, когда и как замолчать, уважать их поступки, выражать возмущение без разрушения отношений. Есть советы и по сложным ситуациям: увлечение гаджетами, проблемы в школе, депрессия, алкоголь и наркотики. Книга оказалась полезной для российских родителей.

Владимир Лизинский «Новичка учителю – хорошая школа».

Известный ученый и практик Владимир Лизинский за последние 25 лет написал более 30 книг для педагогов и родителей. В этом пособии он показывает, каким должен быть учитель, что мешает ему достичь успеха и что необходимо для этого. Лизинский предлагает собственную шкалу измерения для оценки профессионализма преподавателя, с помощью которой можно определить высоту своего профессионального уровня по пунктам. Для наглядности автор составил два списка — «Признаки плохого учителя» и «Признаки хорошего учителя».

Жуди Эппс «Для восприятия и понимания»

Книга предназначена для людей, чьи профессиональные обязанности требуют частого общения. Автор обращается к читателю с утверждением о том, что голос – это уникальный инструмент, обладающий огромным потенциалом для человека и окружающих. Человеческий голос способен передавать эмоции, удерживать внимание аудитории и адаптироваться к разным ситуациям. В книге излагаются методики успешных публичных выступлений, а также приемы, используемые известными ораторами. Для тренировки правильного дыхания, артикуляции, тембра голоса и его интонации собраны специальные упражнения. Заключительная глава содержит полезный совет для преподавателей: как уменьшить усталость при частом общении.

Юрий Гурин «Урок плюс игра. Игровые технологии для школьников».

Петербуржский педагог и детский писатель Юрий Гурин известен умением превращать любое скучное занятие в игру. Для помощи учителям он собрал более ста игр и игровых приемов для уроков. Все игры разделены на три группы: игры на этапе изучения новой темы; игры на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения; игры для оптимизации физического и психологического состояния и поведения учеников. Вопросы учитель может выбирать сам, игры не привязаны к конкретному уроку. По отзывам учителей, книга, написанная на стыке педагогики и психологии, весьма полезна.

Ахмерова Светлана, «Профессиональное благополучие и здоровье педагога».

Ученый-медик из Башкирии Светлана Ахмерова, занимаясь сохранением здоровья учителей и учеников, обобщила факторы риска для педагогов и пути их преодоления. В монографии «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» приведена диагностика для самоконтроля и комплексы упражнений для профилактики болезней, связанных с особенностями труда учителей.

Ли Лефевер «Искусство объяснять»

Книга основателя компании Common Craft, известной своими видеороликами для крупных компаний, дает советы тем, кто часто что-то объясняет. Автор делится приемами доступного объяснения того, что сформулировано в его голове, поскольку не всегда удаётся понятно это объяснить другим.

Книжные подборки на Педсовете

  • 7 новых книг для современного педагога
  • Пять книг для развития критического мышления у ребёнка.
  • Как сохранять интерес на уроках. Советы из книг о стимуляции взрослых.
  • 11 книг финалистов конкурса «Учитель года России».
  • 10 книг для каждого воспитателя.