
Изображения: Unsplash / Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Часто на уроках используются картинки, презентации и другие наглядные материалы. Что если попросить учеников создавать собственный визуальный контент? Медиапедагог проекта «Медиакласс в московской школе», член Совета учителей-блогеров Мария Баркар рассказывает о трёх универсальных приемах для уроков.
1. Визитка
Визитка — краткий способ рассказать о себе. Взрослым она нужна для показа деловых качеств, ребенку же даёт возможность самовыражения. Пусть ребёнок пишет своё имя так, как ему нравится, рисует или пишет всё, что захочет.
Картинка из личной коллекции Марии Баркар.
Этот метод подходит не только для первого знакомства в классе. Дети могут, к примеру, рассказать о настроении или поделиться любимым литературным героем с помощью визиток.
Картинка из личной коллекции Марии Баркар.
Многие школьники и студенты с радостью занимаются созданием визитных карточек, считая это легким и интересным способом раскрыть свою креативность.
Как сделать
Для работы потребуется бумага формата А4, фломастеры и воображение.
Сложите листок вдвое, а затем каждую половинку ещё раз так, чтобы получилось четыре угла. Для рисования используйте одну из боковых сторон, после чего поверните её к учителю и одноклассникам.
Как использовать на уроке
- Для знакомства с классом.
Визитками учитель сможет запомнить имена учеников и сформировать о каждом из первых впечатлений. - Для знакомства с новичком.
- Для закрепления пройденного материала.
Например, дети могут описать себя как богов из Древней Греции или героев романа «Война и мир». - Чтобы преодолеть конфликтную ситуацию, обратитесь к учителю или решите вопрос в классе.
Дети смогут высказать своё мнение и убедятся, что для учителя это важно. - Для выявления интересов и способностей учащихся.
- Чтобы развеселить детей и снять напряжение.
Фотография в технике Flat Lay
«Раскладка на плоскости» — это фотография, состоящая из предметов, связанных общим сюжетом: праздником, увлечением, сезоном или произведением литературы. Такой снимок – яркий способ поведать историю с помощью одной картинки.
Изображение из личного собрания Марии Баркар.
Как сделать?
Для фотосъемки помимо объектов необходим телефон с камерой и соответствующий задний план.
Важно помнить, что фон создаёт атмосферу всего снимка. В качестве фона можно использовать парту, листы бумаги, ткань и так далее – главное, чтобы поверхность была достаточно гладкой, однотонной (хотя может быть с текстурой).
Выберите вещи, связанные общей темой (математика, химия, история, биология), организуйте их композицию и сделайте снимок сверху.
Картинка из личных вещей Марии Баркар.
Как использовать на уроке?
- Чтобы акцентировать тему урока и заинтересовать учащихся.
Например, фото, сделанное в технике Flat Lay, можно использовать в качестве первого слайда презентации и спросить: «О чём будет идти речь на уроке?». - Чтобы сделать на чем-то акцент.
Например, при изучении урока по сложной теме или длинному произведению можно сделать фотографию с вещами, указывающими на главные моменты занятий. - Чтобы закрепить пройденное.
Картинка может завершить занятие, предоставив зрительный результат. - Для домашнего задания.
Можно попросить людей самим сделать фото, которое иллюстрирует пройденную тему. - Для получения эмоционального отклика.
Этот подход позволяет детям высказать своё мнение по данному вопросу, в отличие от обычных заданий. - Чтобы увлечь детей творчеством.
- Для развития ассоциативного мышления у детей.
Этот метод особенен тем, что каждый ребенок в фото и его деталях обнаруживает массу различных значений. Не сдерживайте их, и вы поразитесь, как много можно увидеть на обычной фотографии.
3. SWOT-анализ
SWOT — это сокращение от слов «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы». Впервые появилась как инструмент для бизнеса, но также эффективна в преподавании.
Эта методика помогает осознать ваши преимущества и недостатки, а также эффективно применять первые и сглаживать вторые.
Этот метод применим ко всем темам как на уроках, так и при самоанализе.
Из личного архива Марии Баркар
Как сделать?
Вам понадобится лист бумаги/доска и мел/ручка.
Для написания разделите поверхность на четыре части с надписями «Сильные стороны», «Слабые стороны», «Возможности», «Риски».
В реальной работе доска может быть предпочтительнее бумаги из-за простоты внесения изменений: при заполнении таблицы некоторые пункты могут перемещаться между разделами, что на доске выполнить проще. Например, большая территория государства не всегда является сильной стороной, а лишь потенциалом для развития (например, экономического), и иногда даже риском.
Как использовать на уроке?
- Для анализа любой темы.
Почему бы не проанализировать сильные и слабые стороны реформ Петра I, различных типов экономических систем или климатических зон с помощью SWOT-анализа? - Для оценки работы класса на уроке.
В завершение занятия можно выделить пять минут для проведения SWOT-анализа совместно с учащимися. Пусть учащиеся сами проанализируют, что на уроке было хорошо, что не очень, и какие риски несет предстоящая контрольная работа. - Для индивидуальной работы над ошибками.
- Для анализа деятельности учителя и повышения уровня профессиональной компетенции.