
В «сухом бассейне» с гречкой, рисом, пшеницей и манкой дошкольники разглядывают крупинки: цвет, размер, запах. Из круп дети создают картины-аппликации. Это одно из любимых занятий в детском саду. Педагог московской школы №1368 Наталия Прокудина рассказала о том, как сделать такой бассейн и предложила игры с детьми.
Для занятия потребуется несколько разных сосудов: от небольших тазиков до подносов, а также разнообразные крупы — гречка, рис, пшено, перловка, манка и другие. Перед игрой необходимо промыть и просушить крупу. Разнообразие игр ограничено только фантазией педагога или родителя.
«Рисование по манке»
Ребенок пальчиками рисует на плоском подносе по тонкому слою манки, осязая фактуру крупы. Впечатление можно передать как конкретными предметами — круг, квадрат, домик, солнышко, так и абстрактными узорами — линии, волны.
«Знакомимся с чувствами»
Выложите в несколько глубоких емкостей разные виды круп и дайте ребенку потрогать их пальчиками. Пусть погрузит ладони, возьмет щепотку и посыплет. Узнайте, что он чувствует, трогая разную крупу: сыпет, гладит поверхность. Потом расскажите, чем отличаются виды крупы по размеру и запаху.
«Волшебный мешочек»
В глубокую ёмкость с крупой зарывайте маленькие игрушки. Просите ребёнка отыскать спрятанный подарок. Усложните задачу — копать предмет определённой формы: только круглый, только плоский.
«Помоги Золушке»
В одной миске смешайте несколько видов круп: гречку, рис и перловку. Попросите разобраться зернышки по отдельным емкостям. Это задание для детей 5-6 лет.
«Крупяная картина»
Сделайте лист с контурами предмета, например, гриба, и рядом положите цветной образец. Нанесите клей (можно использовать клей-карандаш) внутрь контура. Посыпьте его крупой соответствующего цвета: шляпку гриба коричневой гречкой, а ножку — светлым рисом или перловкой. Прижмите крупинки ладошкой к листу, чтобы они хорошо приклеились.
Игры с мелкими предметами, например деталями конструктора, пазлами, мозаикой и крупой, отлично развивают мелкую моторику детских пальчиков. Такая деятельность тренирует память ребенка, способствует развитию речи и стимулирует определенные зоны головного мозга.
С годовалого возраста можно начинать занятия с крупяным бассейном, но обязательно под присмотром взрослого. В ясельной группе, где работаю я, малыши двух-трех лет с удовольствием играют в емкостях, наполненных гречкой, рисом, пшеном. В них малыши ищут игрушки-сюрпризы, рисуют пальчиком по поверхности, рассматривают мелкие крупинки и запоминают их различия. Занятия для таких малышей длятся 7-10 минут, а для детей постарше – 15 минут.
Наталия Прокудина