Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Ввиду большого количества произведений русских авторов в школьной программе по литературе, внимание к зарубежной классике не всегда уделяется должного. Юлия Исаева Рекомендации по чтению произведений зарубежных писателей для учащихся.

1. «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц» – повесть-сказка об отношениях мальчика с планеты Б612 и одинокого летчика с Земли.

Это универсальное произведение пригодится для написания сочинений как по литературе, так и по русскому языку на ЕГЭ.

Темы, которые в нем раскрываются:

  • Формирование личности и значение юности для судьбы человека.
  • разница между взрослыми и детьми;
  • отношение к окружающей среде;
  • отношение к животным и растениям;
  • внутренняя и внешняя красота;
  • дружба;
  • любовь;
  • поиск смысла жизни.

Во время чтения повести-сказки школьник узнает о важности радости от рассветов и закатов, а также о необходимости замечать природу. Подросток постигает смысл любви и ответственности за неё, за самого себя и за всю планету.

Ссылка

2. «Каникулы». Рэй Брэдбери

«Каникулы» — фантастический рассказ о внезапном исчезновении всех людей с Земли, кроме одной семьи, отправившейся в долгое путешествие.

В 2021/2022 учебном году темами для итогового сочинения по литературе было направление «Человек путешествующий». Рассказ Брэдбери «Каникулы» хорошо подходит для ответа на вопрос о причинах путешествий людей.

Прочитав историю, ученик размышляет о важности каждого момента жизни и замечает, как непостоянны результаты человеческих стремлений.

Ссылка

3. «Айвенго». Вальтер Скотт

«Айвенго» — один из первых исторических романов, погружающий читателя в увлекательные и опасные приключения отважного рыцаря. Герой своим примером доказывает, что только честный, благородный и великодушный человек способен обрести настоящее счастье.

Тема романа соответствует заданию на сочинение декабря 2021 года в категории «Человек путешествующий».

Также в нем раскрываются темы:

  • дружбы;
  • чести;
  • патриотизма;
  • конфликта поколений.

Роман «Айвенго» подходит для написания итогового сочинения по литературе.

Роман показывает ученику, что истинная сила человека кроется в дружбе, а счастье — в любви.

Возрастные ограничения: 12+

Ссылка

4. «Ожерелье». Ги де Мопассан

Новелла «Ожерелье» показывает, как просто потерять всё и насколько велика цена за кратковременное счастье. Жизнь главной героини рушится в мгновение ока, и изменить это уже маловероятно. Хотя у неё было многого, она оставалась недовольна, стремилась к недостижимому и поплатилась за это дорого.

В произведении раскрываются:

  • проблема отцов и детей;
  • тема «маленького человека»;
  • конфликт личности и власти;
  • тема вечного поиска счастья;
  • погоня за ложными ценностями.

Роман показывает самые мрачные стороны человека: ложь, притворство, корысть и жажду пустого величия.

Ссылка

5. «Три товарища». Эрих Мария Ремарк

В послевоенной Германии двадцатых годов трое друзей стараются вернуться к нормальной жизни после ужасов войны.

Темы, которые раскрываются в романе:

  • дружба;
  • первая любовь;
  • сила духа;
  • путешествия;
  • поиск себя;
  • социальные проблемы на пороге войны.

После прочтения этой книги старшеклассник сможет использовать её для обоснования практически любой темы в итоговом сочинении.

Роман показывает пример настоящей дружбы, любви и уважительного отношения к женщинам.

Ссылка

Лайфхаки для учителей:

  1. Перед выполнением письменной работы полезно провести обсуждение произведения в классе.
  2. Чтобы подготовиться к итоговому сочинению, во время урока полезно написать развернутые ответы на все темы, предложенные для анализа произведения. Это поможет старшекласснику понять, как каждая тема раскрывается в романе.
  3. В ходе обсуждения произведений на уроках стоит уделить внимание раскрываемым в них темам.
  4. Ведите общие тетради по литературе с пятого по одиннадцатый класс. Для подготовки к итоговому сочинению или ЕГЭ по русскому языку могут пригодиться конспекты по любым произведениям, изученным в школе.
  5. Важно заранее планировать время для анализа зарубежной литературы. Учителя часто выбирают изучение ее в конце учебного года, если останутся свободные часы. Рекомендуется параллельно знакомить учащихся с произведениями русских и иностранных авторов, чтобы не уделять меньшее внимание второму. Моя работа в группе экспертов по проверке итоговых сочинений позволяет утверждать, что эксперты благосклонно относятся к аргументам из зарубежной литературы, даже начиная высокими баллами за использование малоизвестных произведений.