
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Ввиду большого количества произведений русских авторов в школьной программе по литературе, внимание к зарубежной классике не всегда уделяется должного. Юлия Исаева Рекомендации по чтению произведений зарубежных писателей для учащихся.
1. «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» – повесть-сказка об отношениях мальчика с планеты Б612 и одинокого летчика с Земли.
Это универсальное произведение пригодится для написания сочинений как по литературе, так и по русскому языку на ЕГЭ.
Темы, которые в нем раскрываются:
- Формирование личности и значение юности для судьбы человека.
- разница между взрослыми и детьми;
- отношение к окружающей среде;
- отношение к животным и растениям;
- внутренняя и внешняя красота;
- дружба;
- любовь;
- поиск смысла жизни.
Во время чтения повести-сказки школьник узнает о важности радости от рассветов и закатов, а также о необходимости замечать природу. Подросток постигает смысл любви и ответственности за неё, за самого себя и за всю планету.
Ссылка
2. «Каникулы». Рэй Брэдбери
«Каникулы» — фантастический рассказ о внезапном исчезновении всех людей с Земли, кроме одной семьи, отправившейся в долгое путешествие.
В 2021/2022 учебном году темами для итогового сочинения по литературе было направление «Человек путешествующий». Рассказ Брэдбери «Каникулы» хорошо подходит для ответа на вопрос о причинах путешествий людей.
Прочитав историю, ученик размышляет о важности каждого момента жизни и замечает, как непостоянны результаты человеческих стремлений.
Ссылка
3. «Айвенго». Вальтер Скотт
«Айвенго» — один из первых исторических романов, погружающий читателя в увлекательные и опасные приключения отважного рыцаря. Герой своим примером доказывает, что только честный, благородный и великодушный человек способен обрести настоящее счастье.
Тема романа соответствует заданию на сочинение декабря 2021 года в категории «Человек путешествующий».
Также в нем раскрываются темы:
- дружбы;
- чести;
- патриотизма;
- конфликта поколений.
Роман «Айвенго» подходит для написания итогового сочинения по литературе.
Роман показывает ученику, что истинная сила человека кроется в дружбе, а счастье — в любви.
Возрастные ограничения: 12+
Ссылка
4. «Ожерелье». Ги де Мопассан
Новелла «Ожерелье» показывает, как просто потерять всё и насколько велика цена за кратковременное счастье. Жизнь главной героини рушится в мгновение ока, и изменить это уже маловероятно. Хотя у неё было многого, она оставалась недовольна, стремилась к недостижимому и поплатилась за это дорого.
В произведении раскрываются:
- проблема отцов и детей;
- тема «маленького человека»;
- конфликт личности и власти;
- тема вечного поиска счастья;
- погоня за ложными ценностями.
Роман показывает самые мрачные стороны человека: ложь, притворство, корысть и жажду пустого величия.
Ссылка
5. «Три товарища». Эрих Мария Ремарк
В послевоенной Германии двадцатых годов трое друзей стараются вернуться к нормальной жизни после ужасов войны.
Темы, которые раскрываются в романе:
- дружба;
- первая любовь;
- сила духа;
- путешествия;
- поиск себя;
- социальные проблемы на пороге войны.
После прочтения этой книги старшеклассник сможет использовать её для обоснования практически любой темы в итоговом сочинении.
Роман показывает пример настоящей дружбы, любви и уважительного отношения к женщинам.
Ссылка
Лайфхаки для учителей:
- Перед выполнением письменной работы полезно провести обсуждение произведения в классе.
- Чтобы подготовиться к итоговому сочинению, во время урока полезно написать развернутые ответы на все темы, предложенные для анализа произведения. Это поможет старшекласснику понять, как каждая тема раскрывается в романе.
- В ходе обсуждения произведений на уроках стоит уделить внимание раскрываемым в них темам.
- Ведите общие тетради по литературе с пятого по одиннадцатый класс. Для подготовки к итоговому сочинению или ЕГЭ по русскому языку могут пригодиться конспекты по любым произведениям, изученным в школе.
- Важно заранее планировать время для анализа зарубежной литературы. Учителя часто выбирают изучение ее в конце учебного года, если останутся свободные часы. Рекомендуется параллельно знакомить учащихся с произведениями русских и иностранных авторов, чтобы не уделять меньшее внимание второму. Моя работа в группе экспертов по проверке итоговых сочинений позволяет утверждать, что эксперты благосклонно относятся к аргументам из зарубежной литературы, даже начиная высокими баллами за использование малоизвестных произведений.