Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • 1. Кружок по геймификации и разработке настольных игр
  • 2. Клуб бытовой грамотности
  • 3. Керамика и работа с глиной
  • 4. Кружок подкастов
  • 5. Апсайклинг-мастерская

Развивающие кружки – это не только увлекательное времяпрепровождение для детей, но и способ формирования полезных жизненных навыков. Современным ученикам недостаточно просто рисовать или петь в хоре – они стремятся к экспериментам, творчеству и созданию чего-то значимого. Мы отобрали 5 идей для нестандартных кружков, которые можно организовать в школе: с небольшими вложениями, но с высокой заинтересованностью детей.

1. Кружок по геймификации и разработке настольных игр

Школьники создают собственные настольные игры, начиная с идеи и заканчивая готовым прототипом. В первую очередь они изучают принципы работы популярных игр, таких как «Диксит», «Каркассон», «Имаджинариум», «Свинтус» и «Уно». Они выясняют, что делает эти игры увлекательными: какие игровые механики в них используются, например, поочередный ход или добыча ресурсов, ограничение по времени, как разработаны цели и правила.

На основе изученных материалов ученики приступают к разработке собственных проектов. Они выбирают тему, такую как «Путешествие по экосистемам планеты» или «Спаси космический корабль», а также определяют цели, механику игры и оформление. Для изготовления печатных карточек, кубиков и фишек можно использовать ручной труд. Завершающим этапом является презентация игры и ее тестирование в классе или на школьной ярмарке.

Чему учит. Занятия в кружке, использующем геймификацию, способствуют развитию сразу нескольких умений:

  • логику и структурное мышление — чтобы продумать игровые механики и баланс;
  • проектную работу — игру создают шаг за шагом, от идеи до презентации;
  • командную работу — детей объединяют в мини-группы с ролями: дизайнер, сценарист, тестировщик;
  • навыки презентации — объясняют правила другим, собирают обратную связь, дорабатывают.

Что нужно. Для реализации потребуется:

  • бумага и картон для карточек, полей и упаковки;
  • принтер и доступ к компьютеру (если хочется сделать цветную печать или цифровой макет);
  • кубики и фишки (можно взять из старых игр или сделать самостоятельно);
  • ножницы, клей, маркеры;
  • примеры настольных игр — для анализа и вдохновения.

Возраст. Рекомендовано для учащихся с 3 по 11 класс. Для младших школьников предпочтительнее использовать простые игровые форматы, такие как ходилки, карточки для сравнения и игры на угадывание. Подросткам стоит предлагать более сложные стратегии, экономические и ролевые игры.

2. Клуб бытовой грамотности

Школьники приобретают умения, необходимые для жизни вне учебного заведения. Они изучают принципы составления личного или семейного бюджета: учатся планировать траты, различать желания и потребности, рассчитывать кэшбэк и понимать особенности банковских комиссий. Ребята анализируют реальные или адаптированные платежные квитанции за коммунальные услуги, знакомятся с понятием счетчика и учатся проверять правильность начислений, чтобы исключить лишние платежи.

На уроках учащиеся осваивают приготовление супа, жарку яиц и приготовление салата. Они также узнают, как понимать состав продуктов, указанный на упаковке, и выбирать продукты, не содержащие вредных добавок. Среди практических навыков — пришивание пуговиц, заделывание дырок и штопка носков. Собирают аптечку, изучают состав лекарственных средств и читают инструкции к ним. В старших классах целесообразно разбираться в устройстве трудового договора, понимать, что такое налог, для чего нужен ИНН и как оформить самозанятость.

Чему учит. Курс предоставляет знания, необходимые для построения самостоятельной жизни:

  • финансовую грамотность — как планировать расходы, не попасть на скрытые комиссии, ориентироваться в платежах;
  • самостоятельность — учащиеся получают опыт, который позволяет быть более уверенными в жизни вне школы;
  • практические бытовые навыки — еда, одежда, документы, бытовые приборы, безопасность;
  • юридическая грамотность — как читать договор, на что обратить внимание, что можно подписывать, а что — нет.

Что нужно. Для практики пригодится:

  • распечатки квитанций, образцы договоров, бланки налоговых форм;
  • калькуляторы, планировщики, таблицы бюджета;
  • продукты и принадлежности для готовки — доски, ножи, кастрюля, плита;
  • нитки, иголки, пуговицы, ткань для упражнений;
  • пустые упаковки, аптечки, инструкции.

Возраст. Материал предназначен для учащихся 5–11 классов. В 5–7 классах целесообразно сосредоточиться на темах, связанных с питанием, гардеробом и базовыми принципами составления бюджета. С 8-го класса рекомендуется расширить охват, включив в программу вопросы финансов, договорного права, государственных услуг и правовых аспектов.

3. Керамика и работа с глиной

Мастера создают глиняные изделия – от несложных игрушек до посуды и декоративных элементов. Они осваивают основные техники: раскатывание, формовку, создание текстур и рельефа. Ученики экспериментируют с лепкой от руки, использованием шаблонов, штампов и стеков. Изделия декорируют узорами и расписывают акриловыми красками.

Самозастывающая глина позволяет создавать изделия и без использования печи, что делает ее отличным вариантом для занятий в школах, где нет специального оборудования. Из нее изготавливают разнообразные предметы, такие как подсвечники, органайзеры, брелоки, броши, фигурки и настенные панно.

Чему учит. Такой формат развивает:

  • мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • терпение и внимательность — работа с глиной требует аккуратности и не терпит спешки;
  • художественное мышление — дети учатся видеть форму, объем, симметрию, придумывать образы и композиции;
  • экологичное мышление — керамика учит создавать красивое своими руками, а не покупать.

Что нужно. Чтобы все получилось — нужно подготовить:

  • самозастывающую глину — можно заменить соленым тестом для младших классов;
  • набор стеков, скалка, формочки, ножи;
  • губки, вода, тряпки для увлажнения;
  • акриловые краски, кисти, лаки, по желанию — фурнитура для украшений или магниты;
  • папки или коробки для хранения и транспортировки работ.

Возраст. Предназначен для учащихся 1-9 классов. Младшие школьники работают с базовыми формами, такими как медальоны, фигурки животных и простые украшения. Учащиеся старших классов изучают принципы композиции, разрабатывают изделия на основе собственных эскизов, декорируют предметы и подготавливают проекты для школьных выставок.

4. Кружок подкастов

Они генерируют идеи, разрабатывают сценарии и учатся излагать свои мысли чётко и интересно. Создают свои подкасты, где говорят о школьных буднях, музыке, книгах, придумывают рассказы или берут интервью у преподавателей и учеников. Изучают основы монтажа, создают оформление и выкладывают выпуски на общедоступные платформы. Возможно создание школьного подкаста или сборка небольшого сериала в форме аудиопостановки.

Чему учит. Что получает ученик:

  • навыки работы с голосом, интонацией и дикцией;
  • умение строить связную и выразительную речь;
  • развитие критического мышления — чтобы выбирать темы, формулировать идеи и задавать вопросы;
  • основы работы с техникой — от настройки микрофона до монтажа;
  • опыт командной работы — подкаст можно делать в дуэте или в группе, распределяя роли: ведущий, редактор, звукорежиссер.

Что нужно. Для воплощения теории в жизнь потребуется:

  • студийный микрофон для записи или недорогой петличный микрофон;
  • наушники для прослушивания записей;
  • бесплатные приложения: Anchor для записи и публикации, CapCut Audio или WaveEditor для монтажа;
  • Для создания сценариев можно использовать Google Docs или подобный сервис.

Возраст. Предназначено для учащихся 5–11 классов. В основной школе школьники развивают навыки устной речи и умение формулировать свои мысли. В старших классах они создают подкасты, посвященные сложным темам, проводят интервью, продумывают структуру выпусков и занимаются обработкой звука.

5. Апсайклинг-мастерская

Ученики вдохновляют старым вещам на новую жизнь: они шьют сумки из джинсов, переделывают коробки в органайзеры, создают пеналы из пакетов и ткани, ремонтируют и декорируют одежду, а также изготавливают украшения и предметы интерьера. При этом они осваивают такие техники, как шитье, коллаж, плетение, работа с клеем и текстильными материалами. Кроме того, они обсуждают способы уменьшения количества отходов и переосмысления принципов потребления.

Чему учит. Апсайклинг позволяет детям по-другому воспринимать обыденные предметы и изучать:

  • креативное мышление — как превратить ненужное в полезное;
  • работу руками — шить, клеить, резать, проектировать;
  • экологический подход — заботе о ресурсах и окружающей среде;
  • самостоятельность и уверенность в себе — участники создают вещи, которыми можно пользоваться.

Что нужно. Материалы для занятий — простые, но важные:

  • старые вещи — джинсы, футболки, коробки, пакеты, пуговицы, лоскуты;
  • швейные принадлежности — иглы, нитки, ножницы, булавки;
  • клей, двусторонний скотч, фурнитура — молнии, застежки;
  • примеры работ или вдохновляющие идеи — можно искать на Pinterest или YouTube.

Возраст. Материал рассчитан на возраст от 10 до 17 лет. Младшие школьники могут начинать с простых аппликаций и декоративных элементов, а старшеклассники — создавать сложные изделия, разрабатывать проекты по вторичному использованию материалов и представлять свои работы на школьных выставках или ярмарках.