Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos, иллюстрация: Юлия Замжицкая

Для развития моторики существуют специальные игрушки и приспособления — бизиборды, пирамидки, су-джок. Но менее очевидные способы с использованием подручных средств работают не хуже. Мама девочки пять лет попросила Педсовет попробовать их. Алена и папа четырехлетнего сына Антон.

Привлекать к хозяйственным делам

В процессе выполнения домашних дел можно совместить упражнения для развития моторики.

  • Разделить крупы по видам (горох, фасоль, гречка, рис).
  • катать тесто;
  • разделять бисер по цвету;
  • мыть ягоды в дуршлаге;
  • шить и вышивать.

С четырех-пяти лет можно начинать заниматься под наблюдением взрослых. В этом возрасте дети стремятся подражать родителям, проводить с ними больше времени и получать одобрение. Упражнения будут интересны, если добавить соревновательный момент: например, кто быстрее выберет из горсти горошин испорченные.

Алена:

Дочь моя любит погружать руку в крупу. Не возбраняю ей этого, так как выяснила, что это полезно для развития. Готовим вместе и, наверное, будем продолжать и чаще.

Проводить химические эксперименты

Развитие мелкой моторики можно совместить с интересными опытами. С ребенком возьмите несколько стаканов с водой, добавьте красители разных цветов и плотности. Затем смешайте их с помощью пипетки и наблюдайте результаты. Малышу понравится набирать в пипетку уксус и выпускать его в стакан с содой до получения реакции с образованием пены.

Работа с пипеткой способствует развитию моторики у малыша. Процесс этот непростой, требующий концентрации внимания и точных движений пальцев.

Антон:

Волку понравился простой эксперимент с уксусом. Его немного усложнили: в стакан с водой добавили уксус и соду. Сын пипеткой добавлял соду в уксус, а затем всю смесь в воду до получения газировки. Получилось не сразу, уксус набрал раза с четвертого. Но результатом эксперимента был рад: зрелищно и вкусно.

Играть в пиратов

Развитие мелкой моторики у ребенка можно развить, играя в пиратов, которые ищут сокровища. Для этого достаточно взять кусок пластилина и спрятать в нем несколько «драгоценностей» — монеток или бусин. Чтобы добраться до «сокровищ», ребенку нужно хорошенько размять пластилин и освободить от него «драгоценности» по кусочку за кусочком.

Песок – тоже прекрасный материал для развития у малышей чувственного восприятия, как и пластилин.

Алена:

Дочь обожает песочницы, поэтому приобрели кинетический песок. Играли не в пиратов — всё-таки девочка. Подарки купила и спрятала в песке. Аня очень радовалась, когда находила сюрпризы, и не сдалась, пока не откопала все в прямом смысле слова.

Рисовать подручными средствами

Занятие рисованием развивает тонкую моторику рук вместе с творческими способностями. Если ребёнок ещё не совсем уверенно управляет карандашами или фломастерами, воспользуйтесь необычными техниками рисования.

Вместо красок можно использовать пену для бритья. «Облака» из нее превращаются в удивительные пейзажи. После таких «художеств» нужно тщательно протереть стол или поручить это ребенку. Для рисования также подойдут манная крупа, мука, сахар.

В качестве альтернативы кистям можно использовать ватные палочки для создания рисунков разными способами — широкими мазками, линиями, закрашиванием контуров точками.

Антон:

Вова любит рисовать. Очень обрадовался, когда предложил ему холст размером со стол, засыпав его манкой. Не советую так поступать тем, кто вечером ждёт гостей, но в целом убраться не сложно, а ребёнку — весело и полезно.

Ухаживать за растениями

Забота о растениях развивает экологическое сознание и улучшает точность движений: от высева семян в землю и полива до удаления засохших листьев.

Собрать, высушить и составить гербарий из растений также представляет собой ценный опыт в области изучения природы и предполагает еще более точные действия руками.

Алена:

Этот способ хорошо подходит летом на даче. С Аней собираем ягоды с кустов смородины и едим их. Обрываем листочки и завариваем чай. Она помогает мне в огороде. Узнал новое и приятное – это полезно для моторики.