
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Как завлечь учеников к Новому году? Методы Теории Решения Изобретательских Задач придут на помощь: предлагаем развивающие упражнения из ТРИЗ-педагогики, чтобы креативно «передумать» традиционные атрибуты праздника.
1. Прием «Наоборот»: из открытки в «закрытку»
Чтобы создать нечто новое, представь: а как изменится привычное, если его наоборот сделать?
Рассмотрим открытку. Что можно о ней сказать: раскладывающаяся, изготовленная из бумаги, непригодная для еды и тому подобное. Теперь возьмем одно из этих свойств и представим его в обратном виде.
Открытка «наоборот» при открытии превращается в… закрытку! Для прочтения послания необходимо наоборот закрыть открытку.

2. Прием «Объединение»: два в одном
Для создания чего-то нового попробуйте объединить два знакомых предмета. Соедините елку с любым объектом и представьте, как это можно сделать реальностью. Примером могут служить: елка плюс макароны, елка плюс яблоки, елка плюс фантики, елка плюс конфеты.
Объединив ель и конфеты, можно получить праздничное украшение. Дожить до Нового года ему вряд ли удастся.

«Метод «Морфологический ящик» — игра фортуны».
Морфологический анализ разработал в прошлом веке американский астрофизик Фриц Цвикки. Этот метод применяют также в ТРИЗ для поиска новых идей. С помощью его можно создать уникальную новогоднюю игрушку. Для этого сначала рисуем таблицу: в шапке записываем, какие признаки будут у игрушки, а в столбцах — подробный список возможных признаков.

Случайно взяли по одному элементу из каждой колонки и приступили к творчеству. Наш выбор — «Синий пятачок из пенопласта», сейчас он украшает гeрань.

Чтобы выбрать комбинацию признаков, можно воспользоваться игральным кубиком. Пронумеруйте каждую позицию в столбцах и бросьте кубик – случайность подскажет, какая игрушка у вас получится.
Загадка для глаз: чудеса в простом.
Возьмите любой попавшийся под руку предмет — чайный пакетик, ложку, пробку, зубочистку, ключи. Положите его на белый лист бумаги и подумайте, на что он похож. Видите? Дорисуйте.
В качестве примера можно привести новогоднюю воронку, сделанную из чайного пакетика.

Рисунки полезны как разминка, а из обычных предметов можно смастерить новогодние украшения.

В простой чайной ложке можно разглядеть бабочку, сейчас обитающую на книжной полке автора статьи.
5. Открытая задача: пропавший снег
В реальной жизни мы сталкиваемся с задачами, которых нет в учебниках. У таких задач отсутствуют чётко прописанные условия, готовый алгоритм и один единственный верный ответ. Разрешая подобные задачи, человек учится мыслить творчески.
Пример открытой задачи на Новый год:
В предпраздничный день пришла беда — весь снег растаял, остались одни лужи за окном. Чувство грусти нахлынуло. Нет настроения на уюта, на ощущение зимы. Новый год нужно спасать и вернуть снег! Но откуда его взять?
Можно выдумать много ответов. Получилось не менее десяти. Приведём один пример.
Чтобы ощутить зимой за окном, не нужно настоящего снега — достаточно создать его иллюзию. Можно соорудить ватой сугробы на подоконнике или эффект инея на стекле с помощью зубной пасты или красок.
Учителя могут совместно с учениками, а родители – с детьми выполнять эти упражнения и задачи. Полученные в процессе развития мозговой активности результаты можно применить для создания праздничной атмосферы дома и в классе. Ведь зайдя в украшенный таким образом помещение, люди, как минимум, удивятся. А как максимум – заражатся вашим креативным новогодним настроением.