Фото: img.freepik.com

Исследования доказываютОбучение в группах демонстрирует лучшие результаты, чем фронтальное. Учимся учить иначеСветлана Моторина предлагает техники корпоративного обучения для развития критического мышления, командной работы и коммуникации у участников.

Техника первая: «Размышляйте — сформируйте пары — поменяйтесь идеями».

Для чего пригодится:

  • Переосмыслить изученный материал или освежить знания.
  • развить навыки самостоятельного мышления;
  • развить коммуникативные навыков;
  • развить навыки кооперации.

Для каких заданий подходит:

  • с несколькими вариантами ответов (решений).

Алгоритм:

Создайте ряд вопросов, примеров или заданий для учащихся и представьте результат в форме… бланка.

2. Раздайте бланки детям.

Пусть дети подумают заданное время по таймеру.

Предложите учащимся оформить свои ответы или решения письменно.

5. Попросите детей объединиться в пары.


Предложи детям встать, отодвинуть стулья для безопасности, включить музыку и дать инструкцию ходить по классу в ритме музыки. Как только музыка прекратится, пусть соединятся с тем, кто находится справа (или слева). Если кто-то остался без пары, объедините его самостоятельно. Если остался один ученик, поставьте его с кем-то третьим.

Дети поделится своими ответами друг с другом попарно.


Число раундов обмена ответами будет равно числу вопросов. В каждом раунде по таймеру (время зависит от вопроса) оба участника пары говорят свой первый ответ, затем второй, третий и так далее. Ученик отмечает галочкой в бланке совпадения своих ответов с чужими, а новые ответы записывает.

Каждый ребёнок самостоятельно выбирает и обводит ответы из предложенных вариантов, которые ему кажутся важными.

Чтобы проверить активное слушание, можно спросить случайного ученика: «Маша, какие новые ответы ты услышать от Пети?». Можно объединить детей в группы по три, четыре или шесть человек любым способом, раздать номера и попросить по очереди по таймеру рассказать о самых интересных записанных ответах. Чтобы усилить эффект упражнения, можно попросить ещё раз обратиться к бланку и записать ещё три новых идеи, которые ученик услыхал.

Примеры вопросов по предметам:

  • Литература.

    Задавайте любые вопросы о героях произведений. Пример: «Были бы вы готовы к дружбе с Чичиковым?».
  • Естественные науки.

    Задавайте любые вопросы по гипотезам. К примеру, прежде чем опускать различные предметы в воду, уточните в ходе беседы, какие предметы, с точки зрения детей, потонуло бы, а какие остаются на поверхности. Вы можете задавать любые вопросы для проверки изученного материала.
  • Математика.

    Задачи с несколькими решениями.
  • История.

    Какие вопросы помогут освежить знания или подумать об информации о Гражданской войне?

Техника № 2: «Вокруг стола»

Для чего пригодится:

  • Переосмыслить изученную информацию или обновить знания.
  • развить навыки самостоятельного мышления;
  • развить коммуникативные навыков;
  • развить навыки кооперации.

Для каких заданий подходит:

  • В них учащиеся предоставляют пошаговые инструкции, сочиняют историю слово за словом или решают задачи.

Алгоритм:

Составьте план занятий, где участники создают историю по очереди, добавляя по одному предложению или выполняя задачу.

Подарите детям разноцветные карандаши или ручки.

Проведите с детьми несколько минут, замерив их количество по таймеру.

4. Попросите учеников объединиться в пары.

Разделите детей на пары. Каждый ребенок записывает свои ответы на бланк рядом с ответами партнёра. Объявите начало задания и номер, с которого следует начать (первый или второй). Ребята по очереди пишут свой ответ своим цветом, затем передают бланк друг другу. Задание можно выполнять по таймеру или до полного решения всех примеров. Для удаленной работы используйте google.docs, предоставив детям доступ к документу.

После завершения заполнения бланков учитель присвоит им оценку.

Примеры вопросов по предметам:

  • Литература.

    Пора прощаться с этим миром, где нет места моей любви.
  • Естественные науки.

    Каждое из участников описывает очередной этап процесса фотосинтеза.

Техника № 3: «Несколько голов вместе»

Для чего пригодится:

  • отрефлексировать пройденный материал;
  • развить навыки критического мышления;
  • развить навыки креативного мышления;
  • развить коммуникативные навыки;
  • развить навыки кооперации.

Для каких заданий подходит:

  • с несколькими вариантами ответов (решений);
  • с вопросами на рассуждение;
  • для заданий с единственно верным ответом.

Алгоритм:

Сформулируйте вопрос, пример или задание, требующее ответа от учеников.

Разделите учеников на группы по четыре человека. Выделите номера в пределах от одного до четырёх для каждого участника групп и присвойте номера самим группам.

Распределите листы детям, если таковые имеются. Возможен устный опрос.

Попросите детей обсудить вопрос из бланка, причём пусть работают в формате «головы вместе», если с таким методом знакомства у них уже состоялось.

Помните напомнить детям о том, что потом будет бросок двух костей разных цветов, и вы сможете выбрать любого ребенка из любой группы в зависимости от выпавших цифр. Так все будут более мотивированы, чтобы либо участвовать в обсуждении, либо хотя бы внимательно его слушать. Обсуждение ведется по таймеру.

По истечении времени вы бросаете две разноцветные кости. Выпадают два числа, например, 3 и 5. Вы говорите: «Слушаем ответ номера 5 из группы 3». Ученик отвечает. Остальные участники голосуют за или против ответа поднятием или опусканием пальца, если вопрос имеет единственно верный ответ.

После каждого вопроса делайте размышление. Если ответ неверен, или мнения класса расходятся, остановитесь и объясните. Если у вопроса может быть несколько ответов, спросите всех, какой ответ показался самым интересным.

Примеры вопросов по предметам:

  • Литература.

    Возможны обсуждения персонажей и мнений по тексту. Например: «Чья сторона вам ближе?».
  • Естественные науки.

    Задавайте любые вопросы, будь то факты или темы для размышлений.
    Например: «Проанализируйте состав макронутриентов в рационе человека и предложите варианты его корректировки».
  • Математика.

    Можно привести примеры или задать вопрос о методе решения задачи, а также уточнить, что имеется в виду под «дано».
  • История.

    Задавайте любые вопросы: о фактах или для размышления. Например: «Почему Временное правительство не удержало власть?»

Техника № 4: «Открываем ответы»

Для чего пригодится:

  • отрефлексировать пройденный материал;
  • развить навыки критического мышления;
  • развить навыки креативного мышления;
  • развить коммуникативные навыки;
  • развить навыки кооперации.

Для каких заданий подходит:

  • с однозначными ответами (решениями).

Алгоритм:

Создайте карточки с номерами, содержащие вопросы, примеры или задания для ответов учащихся.

Разделите детей на четыре человека в каждой группе. Присвойте номера группам.

Предложите детям из группы выбрать среди себя хранителя карточек. Либо сами выберете кого-нибудь, например, того, чьего дня рождения ближайший к текущей дате. Его обязанность — держать карточки и показывать их по одной по вашему сигналу.

Разделите учащихся на группы и выдайте каждой группе карточки с вопросами, примерами или заданиями. Каждый ребенок также получит пустые карточки, столько же сколько у группы карток с вопросами, примерами или заданиями.

5. Расскажите ученикам ход выполнения задания (п.6).

По команде произнесите: «Хранители открывают карточку 1». Хранители положат карточку под номером 1 на стол лицевой стороной вверх. По таймеру дети на пустых карточках запишут ответ или решение. Когда время, которое вы объявите, закончится, скажите: «Открываем ответы!». Дети поставят свои карточки на стол лицевой поверхностью вверх и сравнят их. Можно сделать это одновременно, или заранее дать детям в группах номера и сказать: «Открываем ответы, начиная с номер 2!». Если ответы отличаются, дети выяснят, какой самый верный. Если у них не получается прийти к единому мнению, то зовут учителя.

Далее сообщаете следующую информацию о картах.

Для оценки навыков активного слушания произвольно задавайте ответы на каждую карту: «Группа номер 1, какой ответ у вас на карте 1?»

Примеры вопросов по предметам:

  • Литература.

    Вопросы о фактах из жизни персонажей допускаются к обсуждению.
  • Естественные науки.
    Любые фактологические вопросы на гипотезы.
  • Математика.
    Любые примеры с единственным решением.

Техника № 5: «Обсуждаем в команде»

Для чего пригодится:

  • Обдумать изученный материал или освежить знания.
  • развить навыки самостоятельного мышления;
  • развить коммуникативные навыков;
  • развить навыки кооперации.

Для каких заданий подходит:

  • с единственно верным ответом (решением).

Алгоритм:

Составьте набор вопросов, примеров и заданий для ответов учащихся, оформив их в виде бланка.

Разделите детей на команды по четыре, пять или шесть человек. Присвойте каждому ребенку номер в команде. Поставьте в центр стаканчик, куда каждый ребенок положит свою руку (или карандаш).

Задайте номера детям, которые будут задавать вопросы в каждой команде (например, номер 2). Объясните, что человек, сидящий слева от читающего, будет контролировать, согласны ли все члены команды с ответом.

4. Объясните детям ход выполнения задания (см. п. 4 и 5).

Распределите детям листы с вопросами. По сигналу ответственный человек зачитывает первый вопрос. Дети ищут ответ в учебнике или онлайн, затем обсуждают его. Человек слева от читающего проверяет согласие с ответом и даёт команду: «Возьмите карандаши!». Если дети малыши и не справятся с этим заданием, вы можете сами читать вопросы и отслеживать время на обсуждение. Потом скажите: «Возьмите карандаши!».

После команды «Возьмите карандаши!» дети молча записывают ответы на бланках.

Пусть дети некоторое время поразмышляют (с помощью таймера). Важно: при этом можно научить ребят буквально закрывать глаза и опускать голову на руки. Можно продемонстрировать им этот способ.

Напишите свои ответы (решения), пожалуйста.

Затем чтение вопроса переходит к следующему номеров и весь процесс повторяется с начала.

Чтобы проверить активное слушание, задавайте случайные вопросы по каждому вопросу: «Группа номер 1, какой ответ у вас на карточку 1?».

Примеры вопросов по предметам:

  • Литература.

    Возможна дискуссия о фактах из жизни героев.
  • Естественные науки.
    Любые фактологические вопросы на гипотезы.
  • Математика.
    Любые примеры с единственным решением.

Материалы по теме:

  • Развитие навыка аргументации на уроке: прием «Углы».
  • Развитие критического мышления на математических занятиях: метод «Выявление ошибок».
  • Семь шагов для развития мягких навыков и личных качеств у детей