По статистикеЗаикание беспокоит каждое десятое дитя раннего возраста. Многие родители… не придают этому нарушению значенияЗайматься исправлением заикания важно, так как со временем оно может пройти.
Если же заикание не лечить, это помешает ребенку в развитии и социализации. Пять опасных последствий этого расстройства разъясняет эксперт.
АкадемСити, педагог-дефектолог Сергей Баранов.

1. Низкая самооценка

Ребятков, страдающих заиканием, часто подвергают насмешкам сверстники, подражая им и смеясь во время запинок. Это причиняет боль ребенку, вызывая чувство неполноценности и смущения.

Вследствие этого у детей возникают сложности с заиканием. замыкаться в себеПотеря веры в собственные силы приводит к снижению самооценки у ребенка. Это препятствует раскрытию талантов и способностей: такие дети стесняются выступать на публике, привлекать к себе внимание. Стремятся избегать проблем, а не добиваться успеха. В подростковом возрасте недовольство собой и замкнутость могут перерасти в… депрессию.

Советы родителям:

  • Существуют различные методы лечения заикания. Обратитесь к специалисту по работе с речью. Он проанализирует симптомы, установит причины нарушения и составит план лечения. Если доктор сочтет, что это логоневроз — невротический тип заикания, терапию будет проводить детский психолог. Это связано с тем, что причина заикания — психосоматика: ребенок испытывает страх говорить, нервничает и начинает запинаться. В случае неврозоподобного заикания, вызванного физиологическими нарушениями, требуется работа с логопедом-дефектологом. Обычно терапия продолжается не менее года.
  • В семье нужно создать комфортную атмосферу. С ребенком надо говорить спокойно и не спеша, чтобы ему было удобно разговаривать без страха сделать что-то неправильно.
  • Во время беседы не дайте ребенку подсказок и не исправьте его, чтобы избежать его беспокойства. Поддерживайте и обращайте внимание на его достижения в учебе, спорте и других сферах жизни. Так самооценка возрастет.

Советы специалистам:

  • Арт-терапия может помочь детям с заиканием выражать чувства через рисование, лепку, музыку или танец. Предложите им нарисовать эмоции, которые они испытывают, когда их дразнят.
  • Библиотерапия – полезное занятие для детей. Чтение помогает им лучше понимать свои переживания и находить связь с персонажами книг. Выбирайте книги, где герои дружат, преодолевают трудности и учатся принимать себя. На обсуждении поощряйте детей делиться своими мыслями, поддерживайте открытый диалог. Предлагайте творческие задания: написать письмо герою, нарисовать иллюстрацию или разыграть сценку. Часто используют детские сказки братьев Гримм, Г. Х. Андерсона. Подойдут басни И. Крылова; рассказы про Незнайку Н. Носова или поэзия К. И. Чуковского.

2. Проблемы в учебе

Заикающимся детям сложно выступать перед классом, отвечать на уроке. Из-за страха ошибиться предпочитают молчать. По этой же причине отказываются читать вслух, принимать участие в школьных мероприятиях.

У детей с заиканием наблюдается высокий уровень тревожности. Постоянное напряжение мешает им сосредоточиться на уроках, из-за чего могут пропустить важную информацию и отстать от класса.

Советы родителям:

  • Помимо игры, с ребенком тренируйте техники для управления заиканием, такие как дыхательная разминка: ставьтесь прямо и глубоко дышите носом, медленно поднимая руки вверх. Потом плавно опускайте руки и выдыхайте ртом.

    Поддерживайте ребёнка для повышения его уверенности. Измените свой стиль общения: говорите медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности. Вместе петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком полезно. Это развивает мелкую и крупную моторику ребёнка, а как следствие – речевые центры.

Советы специалистам:

  • Организуйте тренинг по самопрезентации для детей. Научите их составлять и структурировать выступления, использовать жесты и мимику, взаимодействовать с аудиторией и отвечать на вопросы. Оттачивайте навыки в реальных условиях: через ролевые игры или выступления перед группой. Обеспечьте комфортную атмосферу, где дети чувствуют себя уверенно и ориентированно.

    Когда ребёнок испытывает неуверенность, допустите ответ с места или использование справочных материалов. Альтернативный способ — совместная презентация. Учитель или родитель окажут поддержку наводящими вопросами.

  • Проконсультируйте педагогов по поводу взаимодействия с учениками, испытывающими заикание.
    Объясните, как создать благоприятную атмосферу на уроках, чтобы ребенок не ощущал себя исключенным или отстающим.
    Призывайте проявлять к нему максимум внимания и заботы, налаживая контакт. Учителю следует избегать акцентирования внимания на заикании ребенка, говорить с ним четко, плавно и без спешки, но не по слогам и не нараспев.
    Поощряйте общение ученика с уравновешенными одноклассниками, которые говорят хорошо.

3. Социальная изоляция

Дети с заиканием стесняются в разных ситуациях: во время уроков, на переменах и вне школы. Из-за этого им тяжело знакомиться с другими детьми, участвовать в секциях и ходить на детские праздники.

У социальной изоляции бывают серьезные последствияЧем больше одиночества в детстве, тем сложнее справляться с депрессией во взрослом возрасте. Отсутствие общения также уменьшает самооценку. повышает уровень тревожности.

Советы родителям:

  • Приучайте ребёнка к общению с другими детьми. Создайте уютную и дружелюбную обстановку дома или на площадке для игр. Организуйте вечеринки с играми и развлечениями, чтобы детям было весело. Поощряйте участие в спортивных секциях, кружках, художественных студиях, это поможет находить общий язык с другими детьми.

Советы специалистам:

  • Организуйте командные игры, например «Викторину» или «Мафию», где дети сотрудничают для достижения общего результата. Привлеките их к коллективному творчеству: проектам, спектаклям, в которых каждый берет на себя определенную роль и взаимодействует с остальными участниками.
  • Приглашайте семьи с детьми на совместные занятия: кулинарные уроки, спортивные тренировки.

4. Психологические проблемы и страхи

Заикание, возникающее на хронической основе, вызывает комплексы и фобии.

  • Логофобия.Страх перед произнесением некоторых слов или общением вообще называется логофобией. Страдающие этим нередко уклоняются от разговоров из-за опасений, что их речь окажется неуместной.
  • Школьная фобия.Страх перед школой и учебными трудностями может вызывать у детей панические атаки, головные боли или расстройства желудка. Часто дети стараются избежать учебы или пропускают занятия.
  • Социофобия.Социальные ситуации и общение вызывают у человека тревогу и желание их избежать.

    Страхи, ощущение недостаточности и социальное отчуждение провоцируют хронический стресс, что в свою очередь может привести к психосоматическим заболеваниям, проблемам с пищеварением, обсессивно-компульсивному и тревожному расстройствам.

Советы родителям:

  • Поддержите ребёнка в самовыражении через движения и творчество. Запишите его на танцы или в студию изобразительного искусства. Первые достижения подарят ему уверенность, а друзья поделятся уважением к нему.

Советы специалистам:

  • Используйте когнитивно-поведенческую терапиюЭта методика направлена на развитие у детей оптимистичного мировоззрения. Она помогает заменить негативные мысли и привычки на позитивные.
  • При работе с логофобией начните с несложных диалогов и по мере прогресса усложняйте их. Поддержите малыша и хвалите за каждое достижение на пути преодоления страха.

5. Трудности в карьере

Работодатели высоко ценятРазвитые гибкие навыки кандидатов, такие как коммуникабельность и способность к сотрудничеству, сужают возможности для тех, кому труднее общаться и налаживать связи вследствие заикания.

Работодатели оценивают стремление к результату и уверенность кандидата. Человек, с малых лет уклоняющийся от сложных речевых и неречевых ситуаций, может затрудниться в процессе собеседования.

Из-за повышенной тревожности и постоянного напряжения люди с заиканием больше подвержены риску выгорания.

Советы родителям:

  • Воспитывайте в ребенке веру в себя, похвалите за малые успехи. Поддерживайте высказывание мыслей и идей, покажите, что его взгляд ценен.
  • Познакомьте ребёнка с различными профессиями, расскажите о необходимых для них навыках. Проводите игры, где ребёнку поручается роль и ему нужно взаимодействовать с другими участниками. Со временем усложняйте задания, в более старшем возрасте добавьте элементы интервью.

Советы специалистам:

  • На уроках тренируйте дыхание, четкость произношения и правильное артикулирование. Научите ребенка контролировать заикание: разговаривайте медленно и размеренно, делайте паузы при дыхании.
  • Развивайте у детей навыки общения посредством письма, мессенджеров, блогов и форумов. Это может быть полезно в тех случаях, когда у них возникают трудности с устной речью.

Материалы по теме:

  • 5 логопедических игр для подготовки к школе
  • Пять не всегда заметных признаков возможных нарушений речи у ребёнка.
  • Как распознать трудности с речью у ребенка и своевременно помочь ему?