Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Игры, применяемые дефектологом детского сада, служат важным инструментом в коррекционном обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Здесь представлены развивающие игры, рекомендации для специалистов по дефектологии и список литературы от практикующего специалиста-психолога и преподавателя. АкадемСити Юлии Иванчиковой.

Игры как инструмент работы дефектолога: преимущества для детей с особенностями развития

Игра для ребёнка – путь к познанию окружающего мира. Через неё малыш знакомится с общественными нормами, учится находить решения, совершенствует логическое мышление, мелкую моторику и эмоциональный интеллект. В дошкольном возрасте это главный вид деятельности.

Развитие игры идёт параллельно развитию ребёнка. Со временем игра усложняется по мере накопления малышом новых навыков и опыта.

Сенсомоторная (0–1 год) Новорожденный познаёт мир посредством органов чувств: зрения, слуха, ощущения, вкуса и обоняния. Малыш исследует окружающую среду: качает погремушку, тянет игрушки в свою сторону, грызёт их, бросает.

Предметная (1–3 года) Игрушка превращается в инструмент познания окружающего мира, ребенок учится действовать с целью.

Сюжетно-отобразительная (3–4 года) Игра длится дольше, и ребенок включает в неё сведения о мире, собранные к данному возрасту. Воссоздаёт известные ситуации из жизни: прием у врача или визит в магазин. Также применяет заместители предметов, например палочку вместо ложки.

Сюжетно-ролевая (4–5 лет) Дети используют воображение, постигают правила и разделяют обязанности.

Все малыши играют, независимо от имеющихся у них нарушений. Процесс игры может отличаться: ребенок с расстройством аутистического спектра долго повторяет одни и те же действия с предметами, изучая их сенсорные свойства. Например, катает машинку, бросает ее, чтобы услышать звук, раскручивает колеса, рассматривает и исследует возможности движения. Этот этап проходят все дети, но ребенку с патологией требуется помощь дефектолога, чтобы не задерживаться на нем и перейти к следующему.

Дети с особенностями развития могут запоздать с появлением сюжетно-ролевых игр. При сохранении интеллекта, например, при снижении слуха, специалист может помочь достичь этого этапа, хотя это произойдет позже, чем у сверстников.

При тяжёлых и многочисленных нарушениях дефектолог прибегнет к играм, доступным и интересным ребёнку, например, сенсорным или предметным, так как те тоже важны для развития.

Юлия Иванчикова

Игры для развития пространственной ориентировки

Освоение пространственной ориентации подразумевает различение направлений, оценку расстояний и понимание местоположения объектов относительно друг друга. Это важное умение способствует адаптации к новым условиям. В тексте ниже представлены дидактические игры, способствующие его развитию.

Ритмические стихотворения. Вместе со взрослыми дети декламируют стихотворение, дополняя его жестами и выразительной мимикой.

«Как на горке»

В разное время игры в детской группе с рифмованным текстом про снег необходимо выполнять разные действия: хлопать по коленям и подносить палец к губам.

«Правая и левая»

Дети, читая стихотворение, подражая сюжету, то и дело поднимают сначала правую, а потом левую руку.

«Та-та — два кота»

Дети читают стихи, хлопая в ладоши под музыку. В финале имитируют кошку и гладят её пузо.

«Где что лежит?»Возьмите коробку с крышкой и несколько игрушек. Поставьте на стол коробку и разложите игрушки по одной: внутрь коробки, под коробку, сверху на коробку и возле коробки. В процессе рассказывайте о своих действиях, например: «Вот машинка. Я кладу машинку в коробку. Где теперь машинке? Правильно, в коробке. А вот листок. Я кладу листок под коробку. Где теперь листок? Верно, под коробкой».

По окончании игры возвращайте предметы. Заново начните игру, но позвольте детям самостоятельно разложить их по местам, а вам руководствуйтесь их действиями. Например: «Оля, положите мячик в коробку. Коля, положите машинку на коробку».

«Муха». Раздайте детям листы с игровым полем 4 на 4 клетки, в центре которого нарисована муха. Вы называете направления движения мухи, а дети мысленно перемещают её по клеткам поля. Муха двигается только влево, вправо, вверх и вниз. Затем дети показывают, где остановилась муха. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.

Получить игровое поле «Муха» возможно по ссылке

Если выполнение задания малышам даётся с трудом, пусть использую указательный жест. Можно также вырезать бумажную муху и перемещать её по полю.

Игры кажутся некоторым слишком лёгкими для дошкольников, но необходимо помнить, что специалист работает с детьми имеющими отклонения, поэтому ставит задачи соответствовующие уровню развития каждого ребёнка.

Юлия Иванчикова

Карточки с играми для коррекции речи у детей.

Богатство слов помогает ребенку словами передать свои желания и эмоции. Речь способствует развитию таких психических функций, как мышление, слуховая память и воображение. Специалист по работе с детьми с особенностями развития на занятиях может использовать игры для расширения лексикона ребенка. Давайте рассмотрим несколько примеров.

«Волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный мешок или коробку различные предметы – случайные или связанные определённой темой. Если тема «канцелярские принадлежности», то положите карандаш, ластик, линейку. Вы называете предмет, а ребёнок должен его найти и достать, не глядя.

«Цирк». Возьмите тазик и игрушечных зверей. Дети держат по одной игрушке и становятся вокруг таза, который станет «бассейном» для цирковых артистов. Вы даете команду, например: «Слон, прыгай!», а ребенок, у которого он в руках, бросает его внутрь.

«Кто в домике живет?» Разложите игрушечные домики перед ребятами и поясните, кому принадлежит каждый.

Предложим постучать в каждый домик и спросить, кто там обитает. Спрашивающих пригласим ответить: «Там лягушка живёт, квакает…», а малыши продолжать: «Ква-ква».

«Прятки». Разложите разные игрушки так, чтобы они были видны, например, на стуле, под столом, на полу, на книжной полке. Возьмите куклу и расскажите детям, что она грустит, потому что игрушки от нее спрятались. Каждому малышу дайте задание найти предмет: Найди мячик, Коля, а машину, Оля.

«Покажи картинку». Выберите картинки с разными предметами, соответствующими числу детей. Распределите детей по полу в круг и разложите перед каждым ребенком иллюстрацию. Просите каждого найти своё изображение. Оля, демонстрируй лошадку. Коля, отыщи яблоко.

Чем разнообразнее темы изображений, тем увлекательнее их изучать.

Для повышения сложности задания можно попросить каждого ребёнка демонстрировать 2-3 изображения.

Какие игры для развития дефектолог выбирает, исходя из чего решает.

Чтобы игры были интересными и полезными, дефектолог выбирает их с учётом особенностей, уровня развития и пристрастий ребёнка. Рассмотрим более подробно эти критерии.

Уровень развития. Важно, чтобы задание малышу было не слишком трудным и не слишком легким. Ребенок с двигательными нарушениями, например, любит сенсорные игры: опускает руки в коробку с фасолью, подбрасывает ее и возвращает. До сюжетно-ролевой игры путь еще далек, к ней нужно подходить постепенно, иначе ребенок просто не поймет ожиданий.

Навыки, которые нужно развивать. Каждая игра имеет свою цель: развитие памяти, внимания или речи. Если ребенок испытывает проблемы с координацией движений, дефектолог использует игры для развития мелкой моторики. Одним из примеров является нанизывание бусин на шнурок.

Специалист по коррекции двигательного развития постепенно усложняет игры, меняет их и предлагает альтернативные варианты. Ребенок с аутизмом может годами заниматься одной игрой, например, бегать по кругу и петь песню из любимого мультфильма. Чтобы вывести его за рамки стереотипов, специалист предлагает что-то похожее, но новое, другие ритмические активности.

Юлия Иванчикова

Интересы ребенка. Если малышу скучно, то откажется играть. Учитывайте, что ему нравится. Например, если увлекается машинками, предложите игру с их сортировкой по цветам или размерам для развития усидчивости и внимания.

В моей практике был ребёнок с аутизмом, которому нравились машинки. На начальном этапе я включала их во все игры и материалы. Позже прибавляла что-то новенькое. К примеру, в лото машинки заменили на другие игрушки.

Юлия Иванчикова

Постепенность и адаптивность. Важно, чтобы игровые задания были направлены от простых к сложным и соответствовали потребностям ребёнка. Так, при обучении счёту сначала можно использовать выкладывание цифр, а потом — счёт с предметами.

Иногда ребенок десять занятий с удовольствием занимается, а затем на следующем — негативно реагирует. Обратите внимание, что пошло не так. Возможно, ему не хватило сна или в этот день случилась стрессовая ситуация, например, перед занятием ребенок сдал анализ крови.

Главный ориентир — это реакция ребёнка. При сопротивлении и выражении нежелания играть, следует уважить его выбор и не настаивать.

Юлия Иванчикова

Какую литературу изучить будущему дефектологу: рекомендации специалиста.

Для освоения навыка подбора игр необходимо чаще наблюдать за работой других специалистов по работе с детьми с особенностями развития. При посещении занятий коллег в роли наблюдателя можно получить ценные знания. Также стоит приглашать к себе коллег и просить их поделиться обратной связью.

Различные исправления описаны подробно в книгах.

Список литературы можно скачать по ссылке.